22 лучших фильма о Второй мировой войне: советское кино против Голливуда

09.05.2019

«Иди и смотри» или «Спасти рядового Райана»?

Главная

Здесь и далее кадры из фильмов

Сегодня 9 мая, и по этому случаю мы составили список из 22 главных фильмов о Второй мировой войне, поровну разделив их между советским и американским кино. Вам самим выбирать, какие из них выглядят более правдоподобными, психологичными и волнующими.

Отметим, что не включали в шорт-лист:

  • ленты о Холокосте («Пианист», «Жизнь прекрасна», «Мальчик в полосатой пижаме» — удачных картин здесь так много, что они достойны отдельной подборки);

  • фильмы, где действие происходит в военное время, но связано с войной лишь косвенно («Касабланка», «Английский пациент»);

  • разнообразные шпионские драмы («Операция «Валькирия», «Игра в имитацию», «Подвиг разведчика»);

  • картины не советского или голливудского производства (простите, «Подводная лодка», «Бункер» и «Могила светлячков», а также некоторые современные российские фильмы).

К тому же мы концентрировались на реалистичных фильмах, так что «Бесславные ублюдки», «Оверлорд» и прочие «Операции «Мертвый снег» тоже оказались за бортом.

Советское кино

1. «Летят журавли» (1957)

31255958_189882801717776_2720582579076988928_n

Отношение общества к женщинам в военное время и их мнимая «ответственность» перед любимыми, ушедшими на фронт, — тема, к которой нечасто подступаются даже современные режиссеры (из относительно недавних удачных примеров можно вспомнить разве что «Малену» Джузеппе Торнаторе). Тем более такого не ожидаешь от пуританского советского кино 50-х.

Однако Михаил Калатозов не только устроил маленькую революцию, взявшись за исследование этой проблемы, но и благодаря гениальной операторской работе Сергея Урусевского и фантастическим перформансам Татьяны Самойловой и Алексея Баталова подал ее так лирично и проникновенно, что впечатлил даже жюри Каннского кинофестиваля.

«Летят журавли» до сих пор остается единственным советским обладателем «Золотой пальмовой ветви» в истории, а сцена смерти Бориса с кружащимися кронами берез — одной из самых значимых в мировом кинематографе.

2. «Баллада о солдате» (1959)

Баллада о солдате

Картина Григория Чухрая военная лишь по жанру: она начинается с фронтового подвига, но действие по большей части проходит в тылу. Главный герой Алеша Скворцов вместо ордена просит отправить его в короткий отпуск к маме и в ходе своей одиссеи помогает новым знакомым, встречает первую любовь и показывает зрителям, как ужас идущей вокруг войны открывает в людях их самые светлые и темные стороны.

На свидание с мамой остается лишь несколько минут. И, как сообщает нам сочувственный закадровый голос еще в самом начале, это свидание станет для них последним.

3. «Судьба человека» (1959)

Судьба человека

Мало кто не видел знаменитую сцену, где истощенный и обессиленный узник концлагеря Андрей Соколов в шаге от неминуемого расстрела выпивает три стакана водки подряд, не закусывая, и вызывает уважение немецкого офицера, тем самым спасая себе жизнь. Этим чувством несгибаемой надежды даже перед лицом близкой смерти пропитан весь режиссерский дебют Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова.

Солдат, переживший все тяготы войны, от боев и бомбардировок до пленения и побега, по возвращении домой узнает о гибели жены и детей. И только найденный буквально на дороге мальчик-сирота оказывается способен вернуть ему волю к жизни.

4. «Иваново детство» (1962)

Иваново детство

Еще один режиссерский дебют — на этот раз Андрея Тарковского, построенный на противопоставлении светлых детских воспоминаний и снов с безжалостной реальностью войны, сразу продемонстрировал миру рождение нового великого творца. Картине еще не хватает экзистенциальной завершенности и исследования сложных философских вопросов, которыми характеризуются более поздние работы Тарковского, но это не мешает ей быть одним из самых символических и душераздирающих фильмов об украденном войной детстве.

Сыгравший заглавную роль Николай Бурляев впоследствии появился и в другом фильме знаменитого режиссера — «Андрее Рублеве».

5. «Отец солдата» (1964)

Отец солдата

Советские кинематографисты имели слабость к жанру военного роуд-муви: в нем поставлены и «Баллада о солдате», и трогательный армянский фильм «Солдат и слон», и еще один лауреат нашего списка — грузинский «Отец солдата». Путешествие протагониста, как на фронте, так и в тылу, позволяло авторам глубже раскрыть окружающую его действительность, показать, как на экстремальные ситуации, вызванные войной, реагируют разные люди, и в первую очередь — сам герой.

В «Отце солдата» пожилой крестьянин Георгий Махарашвили отправляется проведать сына в госпиталь, но в итоге вынужден скитаться по огромному театру военных действий и дойти до Германии с винтовкой в руках.

6. «Проверка на дорогах» (1971)

Проверка на дорогах

Фильм Алексея Германа по повести его отца «Операция «С Новым годом!», которая в свою очередь основана на реальной истории Александра Лазарева, рассказывает о бывшем хиви, добровольном помощнике вермахта, пришедшем в партизанский отряд, чтобы искупить предательство кровью.

«Проверку», едва ли не впервые на советском экране показавшую очеловеченный, не карикатурный образ коллаборациониста, цензоры посчитали «дегероизирующим» партизанское движение и запретили. Она 15 лет пролежала на полке и вышла только во времена Перестройки, став безусловной классикой военного кино.

7. «А зори здесь тихие» (1972)

А зори здесь тихие

Главная советская лента о женщинах на войне, экранизация повести Бориса Васильева, стала абсолютным хитом проката и получила народную популярность не только в СССР, но и, например, в Китае (для китайского телевидения впоследствии даже сняли телесериал-ремейк). Сюжет здесь простой, но завораживающий: ветеран финской войны старшина Васков вместе с маленьким отрядом зенитчиц, многие из которых лишь недавно окончили школу, вступает в неравную схватку с немецкими диверсантами и выигрывает ее страшной ценой.

Полнометражный ремейк 2015 года едва ли не покадрово повторил оригинал, но передать атмосферу фильма Ростоцкого с его «боем местного значения», где гибнут мечты целого поколения советских женщин, с тихой карельской природой, дающей павшим бойцам такое нужное упокоение, с отчаяньем, горечью и бесконечной любовью к своим героиням, разумеется, не сумел.

8. «В бой идут одни «старики» (1973)

В бой идут одни старики

Картину Леонида Быкова о «поющей эскадрилье», разучивающей «Смуглянку» в перерывах между боевыми вылетами, традиционно считают самым народным из советских военных фильмов. В рейтинге Топ-250 «Кинопоиска», например, она занимает 28-е место, уступая только трем другим отечественным лентам: «Ивану Васильевичу», «Операции «Ы» и «Бриллиантовой руке».

Здесь не проводили новаторских эстетических экспериментов, как «Ивановом детстве» и «Летят журавли», не нагоняли глубокой драмы, как в «Восхождении» или «Судьбе человека»; даже умирают герои по большей части за кадром. Однако удивительное умение Быкова показать, что и на войне можно ценить простые человеческие радости, что личность не исчезает за гимнастеркой, а бои ведутся не ради безликих побед, а ради живого мира, где молдованки собирают виноград, сделало «Стариков» уникальными в своем роде.

9. «Они сражались за Родину» (1975)

Они сражались за Родину

Еще одна экранизация Шолохова, срежиссированная Сергеем Бондарчуком, на этот раз сосредотачивается не на одном человеке, а на целой дюжине солдат и офицеров, вынужденных отступать под напором противника. Не все они — герои в привычном смысле слова или рыцари без страха и упрека. Часто это люди с недостатками, с тяжелой судьбой и сложными решениями в прошлом, но объединяющая их идея — спасение родных им людей и земли — делает из них нечто большее, чем просто вооруженный отряд.

«Они сражались за Родину» стал последним фильмом Василия Шукшина, скончавшегося прямо на съемках, а читатели журнала «Советский экран» назвали его лучшей отечественной картиной года.

10. «Восхождение» (1976)

Восхождение

История Христа и Иуды в антураже Второй мировой. Двое партизан отправляются в село за продовольствием для отряда, вступают в перестрелку с немцами и попадают в плен, где их дороги кардинально расходятся. Слово «восхождение» здесь можно трактовать в двух смыслах: если Рыбак, главный герой картины, буквально восходит по, если можно так выразиться, карьерной лестнице — от пленника до помощника полицаев, то Сотников восходит духовно, через пытки и смерть забираясь на свою Голгофу.

«Восхождение», один из редких военных фильмов, снятых женщиной — Ларисой Шепитько, стал первой советской картиной, получившей «Золотого медведя» на Берлинале. Также, пожалуй, лучшую роль в карьере здесь исполнил Владимир Гостюхин.

11. «Иди и смотри» (1985)

Иди и смотри

Грандиозное полотно Элема Климова о белорусском мальчике, оказавшемся в эпицентре немецкой карательной операции, многие кинокритики, как у нас, так и за рубежом считают самым страшным, бескомпромиссным и не жалеющем зрителей кино о войне.

Фильм разделен на две части, и в первой враги даже не появляются на экране. По деревне главного героя Флеры (Алексей Кравченко) как будто шагает невидимая смерть: из чистого неба сыплются бомбы, ночной воздух прошивают автоматные очереди, на заднем дворе лежат трупы расстрелянных, взявшиеся там словно из ниоткуда. Вторая серия, напротив, предельно персонифицирована — у смерти появляются человеческие лица, но они, по иронии, настолько расчеловечены, что кажется, лучше встретиться с самим Мрачным Жнецом, чем с этим паноптикумом садистов и мародеров.

За несколько дней, проходящих по сюжету, Флера стареет на десятки лет, но даже пережитые им кошмары не превращают его в чудовище. В гениальной заключительной сцене он раз за разом стреляет в фотографию Гитлера, символически уничтожая каждую часть его жизни, каждый шаг на пути к войне, но останавливается при виде младенческого портрета.

Голливуд

1. «Мост через реку Квай» (1957)

Мост через реку Квай

При всем великолепии советских военных лент приходится признавать, что голливудское кино исследовало куда больший спектр возможных тем. Оно рассказывало не только, скажем, об ужасах фашизма и судьбах конкретных людей, покалеченных войной, но и задавалось невозможными для СССР вопросами — к примеру, об иррациональности идеи офицерской чести.

«Мост через реку Квай» во многом именно об этом. Попавший в плен британский офицер Николсон просто помешан на чести: пытками японцы лишь укрепляли его дух и стойкость, но стоило им пойти на уступки, как он со своими людьми, не жалея ни больных, ни раненых, в рекордные сроки построил для врага железнодорожный мост.

Главную роль здесь играет будущий Оби-ван Кеноби — легендарный актер Алек Гинесс, получивший за «Мост» свой единственный «Оскар». Всего же картина собрала семь наград Академии, включая и премию за лучший фильм.

2. «Самый длинный день» (1962)

Самый длинный день

«Длинный день» — наверное, самый детализированный и достоверный из художественных фильмов о высадке в Нормандии. Корнелиус Райан, автор литературного первоисточника, собрал огромную коллекцию интервью с очевидцами событий и воплотил этот материал в книге, а продюсер картины Дэрилл Занук постарался организовать съемки именно в тех местах, где происходили бои, и по возможности при аналогичной погоде. Даже в ролях бойцов с обеих сторон были заняты актеры из соответствующих стран: англичан играли англичане, французов — французы, и так далее. В фильме все, включая немцев, говорят на своих родных языках.

При этом он не производит впечатления документального, и во многом благодаря звездному актерскому составу (Джон Уэйн, Роберт Митчем, Генри Фонда) его по-прежнему увлекательно смотреть.

3. «Большой побег» (1963)

Большой побег

После успеха «Великолепной семерки» режиссер Джон Стерджесс поставил еще одну «командную» историю с великолепным Стивом Маккуином в главной роли — на этот раз в антураже немецкого концлагеря. Бравые солдаты со всех концов планеты — от Британии до Австралии и Канады, оказавшись в плену, не отчаиваются, а распределяют между собой обязанности по организации целой серии побегов, играя со смертью и превращая жизнь своих конвоиров в ад.

Как и в реальности, почти для всех пленников побег заканчивается трагически, но, кажется, даже сама смерть неспособна подавить невероятную любовь к свободе, источаемую героями фильма.

4. «Грязная дюжина» (1967)

Грязная дюжина

Хотите знать, откуда растут ноги «Отряда самоубийц» и «Бесславных ублюдков»? «Грязная дюжина» даст ответ.

Идея снять фильм о группе приговоренных к смерти негодяев для проведения самых опасных операций оказалась на удивление плодотворной. Авторам проекта удалось в некотором смысле создать идеальный шторм: целая россыпь выпуклых киноперсонажей, выдающийся каст, в котором засветились даже Чарльз Бронсон и Дональд Сазерленд, а также напряженный по тогдашним меркам экшн сделали фильм чрезвычайно популярным и породили целую череду сиквелов, подражаний и художественных переосмыслений.

5. «Паттон» (1970)

Паттон

Байопик знаменитого американского генерала Джорджа Паттона, руководившего войсками на Африканском театре военных действий и при освобождении Европы, по праву считается классикой голливудского кинематографа.

Да, сейчас «Паттон» может показаться во многом ура-патриотичным и милитаристским — чего только стоит открывающая сцена с речью генерала на фоне громадного американского флага. Но Джордж Си Скотт, словно рожденный для этой роли, создал столь монолитный и притягательный образ великого полководца, что даже киноакадемики не устояли, выдав картине семь «Оскаров», включая главный. К слову, свою собственную награду, за лучшую мужскую роль, Скотт так и не принял.

6. «Мост слишком далеко» (1977)

Мост слишком далеко

Американские киноделы не боялись браться и за самые неприятные для их страны эпизоды Второй мировой. После высадки союзников на побережье Франции их дальнейший путь в Германию не был устлан розами, и, как это бывает на каждой войне, за просчеты и бездарность командования своими жизнями расплачивались простые солдаты.

Во время печально известной Голландской операции целая дивизия союзников, захватившая «слишком далекий» мост, из-за игнорирования данных разведки оказалась оторвана от основных сил и была почти полностью разгромлена, а спешившие ей на помощь польские десантники — расстреляны в воздухе.

Выдающийся актер и режиссер Ричард Аттенборо (многие его знают по роли Джона Хаммонда из «Парка Юрского периода»), собрал под своими знаменами главных звезд сразу нескольких эпох, от Дирка Богарда до Майкла Кейна и от Шона Коннери до Энтони Хопкинса, выдав пронзительный фильм о долге и доблести в атмосфере военного хаоса.

7. «Спасти рядового Райана» (1998)

Спасти рядового Райана

Визитная карточка Стивена Спилберга, да и всего американского кинематографа в целом, если речь заходит о военных фильмах. Капитан Миллер, только что преодолевший немецкие укрепления на берегах Нормандии, получает странное задание. Его отряд отправляют в тыл противника, чтобы найти пропавшего без вести рядового, чьи братья погибли в один день, поскольку для его матери смерть всех сыновей может стать слишком сильным ударом.

Сама идея подобной картины может показаться абсурдной, особенно в России, где с человеческими эмоциями и жертвами вообще не привыкли считаться, но она отчасти основана на реальной истории братьев Ниландов, одного из которых и правда демобилизовали после гибели остальных.

Впрочем, этот фильм был не только прославлением гуманистических ценностей, но и одной из самых блестящих технических работ своей эпохи. Он получил 11 номинаций на «Оскар» и лишь чудом не выиграли премию за лучший фильм, уступив куда менее впечатляющему «Влюбленному Шекспиру», а эпизод высадки на Омаха-бич с его безумием войны стал эталоном для батальных сцен на долгие годы вперед,

8. «Тонкая красная линия» (1998)

Тонкая красная линия

Один из важнейших кинофилософов современности Терренс Малик приступил к съемкам «Линии» после 20-летнего перерыва — свою предыдущую ленту «Дни жатвы», обладательницу «самой красивой картинки в истории», он поставил еще в 70-х. Однако столь долгий простой не сказался на форме мастера, и, собрав шикарный актерский состав из Джима Кэвизела, Шона Пенна, Ника Нолти и Вуди Харрельсона, он триумфально вернулся на большие экраны.

«Тонкая красная линия» рассказывает о нескольких месяцах жизни армейского подразделения, участвующего в одной из самых сложных операций XX-го века — битве за Гуадалканал, и о том, как война постепенно превращает людей в их собственные тени. В этом смысле шедевр Малика куда больше напоминает не типичные американские поделки о Второй мировой, а великие «вьетнамские» картины: «Апокалипсис сегодня», «Взвод» и «Охотника на оленей».

9. «Письма с Иводзимы» (2006)

Письма с Иводзимы

На еще более радикальный шаг решился Клинт Иствуд — не только главный ковбой, но и главный закрыватель жанров в Голливуде. С вестерном он попрощался «Непрощенным», со спортивными драмами — «Малышкой на миллион», с фильмами об этнических бандах — с помощью «Гран-Торино». Запала хватило и на Вторую мировую.

И если первая часть дилогии, «Флаги наших отцов», — просто крепкий военный фильм о том, как реальные кровь, грязь и слезы превращаются в притягательный патриотический миф, то вторая, «Письма с Иводзимы», — уникальная попытка посмотреть на врагов их собственными глазами. Без предубеждений и карикатурности, как на реальных людей с будничными проблемами и желаниями, зачастую не по своей воле оказавшихся в мясорубке великой войны.

10. «По соображениям совести» (2016)

По соображениям совести

К Мелу Гибсону, известному своими антисемитскими и гомофобными заявлениями, а также неприличными выходками и пьяной ездой (на то он и Безумный Макс), сложно относиться с симпатией. Однако его возвращение в мейнстримовый кинематограф после нескольких лет отлучения оказалось на удивление вменяемым.

Дело, конечно, по большей части не в режиссуре, а в сюжете, который, что называется, написала жизнь: медик Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд) идет на войну не убивать, а спасать людей, и становится первым идейным уклонистом в американской истории, удостоенным медали Почета. На фоне нынешней милитаристской политики сверхдержав военное кино о ценности человеческой жизни оказалось чрезвычайно своевременным.

11. «Дюнкерк» (2017)

Дюнкерк

За военные темы так или иначе брались почти все великие режиссеры, от Ингмара Бергмана до Стэнли Кубрика. Не мог остаться в стороне и Кристофер Нолан, гений закрученных сюжетов и временных парадоксов, решивший экранизировать события самого начала Второй мировой, когда союзные силы лишь чудом эвакуировали сотни тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции.

В «Дюнкерке» режиссер сохранил и отточил свой уникальный стиль. Действие здесь происходит сразу в трех временных плоскостях: неделя на суше, сутки на море и час в воздухе, что создает в буквальном смысле головокружительный эффект погружения.

Однако это не главное отличие нолановского эпика от стандартных фильмов о войне. Куда важнее, что вся история повествует не об очередном героическом триумфе над непримиримым врагом и не о стойкости славных воинов перед лицом смертельной опасности, а о неожиданном подвиге гражданских и сохранении солдатских жизней как главной из возможных побед.