Что смотреть в сентябре: 4 главные премьеры

03.09.2016

Рассказываем о «Великолепной семерке», главной премьере сентября, а также трех альтернативах фильмам о ковбоях: шпионах, иудеях и героических летчиках.

Фото WDSSPR

Сегодняшний кинозритель, подросток, — а что скрывать, в кино вновь в основном ходят граждане, не всегда достигшие того возраста, когда им разрешается голосовать на выборах, покупать сигареты и алкоголь или хотя бы водить механические транспортные средства, — на вопрос, что такое американское кино, скорее всего, ответит что-нибудь про трансформеров или соек-пересмешниц. Но каких-то полвека назад его ровесники по всему миру подразумевали под настоящим Голливудом фильмы про Дикий Запад, вестерны — даже если на самом деле эти фильмы были сняты где-нибудь в Италии. Впрочем, не исключено, что времена героев в шляпах-стетсонах на лихих скакунах возвращаются.

pb_DF-06476_rgb_

Фото WDSSPR

К моменту начала увлечения американцев кинематографом Дикого Запада, как такового, уже не было — от побережья к побережью бодро бежали паровозы, а последние индейцы тихо спивались в резервациях, — но легенда о романтических и страшных просторах, где все споры решались при помощи «кольта», а краснокожие так и норовили снять с каждого встречного скальп, жила и здравствовала.

pb_HiRes_WDSSPR_DF08115_

Фото WDSSPR

В конце концов, от тех баснословных времен начало ХХ столетия отделяли каких-то два десятка лет — живы были и люди, помнившие поселенцев, отправлявшихся на Запад занимать земли по акту о гомстедах (разрешавшему получить до 65 гектаров земли за символическую плату в $10 — кстати, отменили его только в 1976 году, а на Аляске и того позже), и те, кому удалось выжить в бесславном сражении генерала Кастера с вождем Сидящим Быком при Литтл-Биг-Хорн (вопрос, действительно ли Сидящий Бык съел после сражения сердце Кастера, остается дискуссионным до сих пор).

pb_HiRes_WDSSPR_DF16350_

Фото WDSSPR

Так что уже одна из первых лент студии Эдисона, одноминутная «Бар в Криппл-Крике», имела немалый успех у публики, а уж вышедшее в 1903 году «Большое ограбление поезда» — 12 минут стрельбы, погонь и эффектных бандитов в сомбреро — стало настоящим блокбастером. И навсегда изменило историю кинематографа: режиссер Эдвин Портер мало того что применил революционные методы вроде двойной экспозиции, кросс-монтажа и все еще редких тогда натурных съемок, но и придумал фактически все основные сюжетные и нарративные ходы вестерна — преступление, погоню, расплату, прекрасную деву в опасности, бесконечность пространства, по которому путешествуют персонажи.

Знаменитый же кадр, в котором главарь бандитов стреляет прямо в камеру (по желанию прокатчиков он мог как завершать, так и открывать ленту), повергал в шок даже солидных джентльменов, в ужасе выбегавших из кинозалов.

pb_HiRes_WDSSPR_DF18651_r_

Фото WDSSPR

Вскоре вестернами занялся и великий Гриффит, а дальше колеса индустрии закрутились вовсю, и с конца 1920-х по начало 1960-х экраны, сперва большие, а потом и домашние заполонили стреляющие, скачущие, поющие (отдельный и очень популярные во времена Великой депрессии субжанр) ковбои.

В 1939-м Джон Форд снял «Дилижанс», эталонный вестерн, показавший миру, что фильмы о ковбоях необязательно должны сводиться к пальбе и конной эквилибристике (к тому времени за жанром даже закрепилось ироничное название «конной оперы»), но быть вполне самодостаточными художественными произведениями, с развитием характеров и отчасти интеллектуальным сюжетным содержанием.

К середине столетия устал и жанр, устала и публика — два последних великих и популярных классических (хотя уже не вполне) вестерна, «Перестрелка в О.К. Коррал» (1957) и «Великолепная семерка» (1960) были сняты Джоном Стерджесом, скорее, вопреки господствовавшему мнению о том, куда идет Голливуд. «Семерка» к тому же была римейком «Семи самураев» Акиры Куросавы — немыслимое кощунство по всем законам самого патриотичного из американских киножанров. Тем не менее, фильм стал признанной классикой, а в этом году случился и римейк его самого, довольно круто обошедшийся с оригиналом; но об этом — чуть ниже.

pb_HiRes_WDSSPR_DF-19055_r_rgb_

Фото WDSSPR

Эстафету перехватили европейцы, где образ ковбоя был столь же неразрывно связан с Америкой, как и бравые джи-ай на джипах с армейской тушенкой, жвачкой и обольстительными синими хлопковыми штанами под названием «джинсы».

В 1964 году итальянец Серджио Леоне выпустил первый фильм трилогии о Человеке-без-имени, «За пригоршню долларов», открыв миру мало кому известного американского актера второго плана по имени Клинт Иствуд. В Советском Союзе тему героя-одиночки среди врагов и пустошей перенесли в обстоятельства гражданской войны в России — так появились «Белое солнце пустыни» и «Свой среди чужих, чужой среди своих», получившие со временем название «истернов».

pb_HiRes_WDSSPR_DF01258_r_

Фото WDSSPR

Итальянцы успели снять до конца 1970-х аж 600 вестернов разного (по большей части, естественно, довольно посредственного) качества, а ставший звездой Иствуд пытался возродить жанр на родине, но увы — публика желала фильмов про космические войны и жутких акул-монстров, а не про перестрелки на задворках салуна. Последним ударом стал, наверное, откровенно пародийный фильм Мэла Брукса «Сверкающие седла» (1974), довольно ехидно обыгрывающий все штампы вестерна — вот только даже рядовой зритель 1970-х, не заставший фильмы Форда и Стерджеса, уже с трудом понимал, над чем, собственно, шутят.

Влить новую кровь в полумертвый жанр сумел все же Иствуд. Получивший четыре «Оскара» и включенный в 2004 году в Национальный регистр фильмов библиотеки конгресса «Непрощенный» (1992) напрочь отверг все условности и красивости, присущие некогда вестерну.

Дикий Запад показан в нем не как край джентльменов-разбойников классического периода или жестокий, но романтический мир «спагетти-вестернов», но как богом забытая глушь, где живут давно немытые пьяные негодяи и реками льется не виски, а кровь, пот и слезы. Шедевр Иствуда оказался, впрочем, разовой акцией — все попытки вернуть публике фильмы и телесериалы про Дикий Запад, от «Быстрого и мертвого» (1995) до «Доктора Куинн, женщины-врача» (1999) имели весьма относительный коммерческий успех.

pb_DF-15529_rgb_

Фото WDSSPR

В нынешнем столетии вестерны сперва проникли в коммерческий Голливуд «тихой сапой»: фильмы вроде «Железной хватки» братьев Коэнов или прошлогодней «Омерзительной восьмерки» Тарантино прикидывались зрелищем для ностальгирующих киноманов, но собирали в результате полные залы и приличную кассу — не в последнюю очередь, конечно, благодаря раскрученным именам режиссеров. Но опыт явно оказался удачным, так что весной этого года была проведена, так сказать, пристрелка — вышли относительно малобюджетные «Джейн берет ружье» с Натали Портман и «В долине насилия» с Итаном Хоуком, а осенью пришла пора для главного залпа — грандиозного римейка классической «Великолепной семерки» от модного режиссера Антуана Фукуа (и снова, кстати, с Хоуком — сняться в двух вестернах за один год не всегда удавалось, кажется, даже Клинту Иствуду).

История спасения мирной деревни от бандитов семью удальцами стала донельзя политкорректной — главный удалец теперь темнокожий, также имеются азиат и индеец-могикан, — зато стрельбы и взрывов сильно прибавилось.

Если фильм Стерджеса где-то в глубине был философской драмой, то версия Фукуа от философии бежит, как от огня — не те нынче времена на дворе. Впрочем, едва ли стоит на это жаловаться. По крайней мере, шляпы-стетсоны, сапоги на каблуке и лихая вольтижировка в седле снова вернулись на большой экран — а, в конечном счете, все это будет, пожалуй, поинтереснее маршей сгенерированных компьютером мегароботов и танцев пришельцев с бластерами.

ДЖЕЙСОН БОРН

JasonBourneAliciaMatt.0

Фото UPI

Рейтинг: 3

В прокате с 1 сентября

Пятая серия похождений конкурента Джеймса Бонда в исполнении Мэтта Дэймона. События разворачиваются после «Ультиматума Борна» — то есть десять лет спустя после таинственного исчезновения суперагента. Занятно, но слегка утомительно.

БЕН-ГУР

Фото Централ Партнершип

Рейтинг: 4

В прокате с 8 сентября

Римейк одного из самых знаменитых фильмов в истории Голливуда, сделанный нашим соотечественником Тимуром Бекмамбетовым. В истории обращенного в рабство иудейского нобиля и его мести обидчикам теперь еще больше колесниц, мечей и крови.

ЧУДО НА ГУДЗОНЕ

Фото Каро-Премьер

Рейтинг: 3

В прокате с 8 сентября

Том Хэнкс в производственной драме не желающего уходить на покой Клинта Иствуда. На сей раз в роли командира авиалайнера, посадившего аварийную машину на воды Гудзона и одолевшего бюрократов, желавших его за это засудить.

Это интересно:

Самые интересные события сентября >>

12 лучших фестивалей начала осени >>

8 фактов из жизни, способные удивить >>

Правда о допинге: как обманывают контроль и зачем проверяют шахматистов >>

7 способов провалить знакомство с девушкой >>

Топ-9 крутых разоблачений от «Разрушителей легенд» >>

6 самых ярких случаев фанатского беспредела >>

Самые странные и необычные акции в мире >>