Фильмы, которые надо посмотреть в ожидании «Мстителей. Финала»: вся хронология Marvel

25.04.2019

Наконец-то Мстители на самом деле кому-то отомстят.

Мстители

Кадр из фильма «Мстители»

29 апреля в российский прокат выходит блокбастер «Мстители. Финал», завершающий грандиозную сюжетную арку «Сага Бесконечности» в супергеройской киновселенной Marvel (сама вселенная никуда не денется, но обретет иные очертания).

Мы рассказываем о каждом проекте самой успешной франшизы в истории кинематографа и вспоминаем, через какие тернии она шла к своему апогею.

1 «Железный человек» (2008)

Глава Marvel Studios Кевин Файги, пересматривая эту ленту, мог бы подпеть Макаревичу: «Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь».

Для первого шага к огромной киновселенной студия была вынуждена выбрать не слишком очевидного супергероя. Права на экранизацию самых популярных персонажей комиксов Marvel — Человека-паука и Людей Икс — были проданы давным-давно, а из оставшихся разве что Капитан Америка мог похвастать международной известностью за пределами комиксной субкультуры. Но начинать масштабный проект с этого ходячего символа, выросшего из военной пропаганды, по понятным причинам не хотелось.

В итоге ставку сделали не столько на известность персонажа, сколько на харизму исполнителя главной роли и реалистичный антураж (террористы здесь совсем не карикатурные) — и не прогадали. А ведь стань первым героем Marvel не Тони Старк с внешностью идеально попавшего в образ Роберта Дауни, а, скажем, Халк Эдварда Нортона — и грандиозный проект мог накрыться, так толком и не стартовав.

Но «Железный человек» выстрелил, собрав похвалы критиков и деньги зрителей, а сцена после титров, прозрачно намекнувшая на масштабный кроссовер, стала новым трендом в коммерческом кинематографе.

2. «Невероятный Халк» (2008)

Редкий проект Marvel, который не окупился в прокате и собрал смешанные отзывы на Rotten Tomatoes. Однако, как это часто бывает, зеленый монстр совсем не так ужасен, как его малюют.

Да, компьютерная графика здесь местами сомнительная, а снимать супергеройское кино с пассивным протагонистом — вообще плохая идея, но Эдвард Нортон и Тим Рот придали своим персонажам неожиданную психологичность, а нетипичная для марвеловских кинокомиксов атмосфера боли и безысходности позволяет считать «Халка» предвестником всеми любимого «Логана».

Только представьте: в эффектной сцене боя с солдатами не звучит ни одной шутки, люди на самом деле умирают, а музыка и манера съемки куда больше подошла бы какой-нибудь военной драме. В каком еще фильме Marvel вы такое увидите?

3. «Железный человек 2» (2010)

Вторая часть приключений гения-миллиардера-плейбоя-филантропа, на этот раз с легким российским флером. Саморазоблачение Тони в конце первой картины не прошло ему даром. Теперь правительство требует раскрыть секрет инновационного железного костюма, конкуренты в лице Джастина Хаммера пытаются повторить его успех, а простой русский физик Иван Ванко в исполнении Микки Рурка становится суперзлодеем Хлыстом и мстит за отца, которого когда-то обидел папаша Старка — Говард.

Фильм по большей части необязательный и проходной, но со своими приятными бонусами: намеренно комичным перформансом Сэма Рокуэлла в роли Хаммера и ненамеренно абсурдным видом Хлыста, больше похожего на пирата Карибского моря с аппаратом Илизарова на руках, чем на гениального ученого.

А еще здесь впервые появляется бывшая русская шпионка Черная Вдова (Скарлетт Йоханссон), а полковник Роудс, изменившийся до неузнаваемости со времен первого фильма (из-за разногласий с актером Терренсом Ховардом студия пригласила на эту роль Дона Чидла), становится каноничным Воителем.

4 «Тор» (2011)

Оказавшегося вполне реальным персонажа скандинавской мифологии с молотом наперевес изгнали из дома, и он медленно (правда, очень медленно) стал осознавать, каким был самовлюбленным болваном.

Как и большинство фильмов Marvel, «Тор» не стремится к глубокой философии, опираясь на самые безопасные общечеловеческие ценности: семья — хорошо, одиночество — плохо, жертвовать собой — хорошо, устраивать геноцид, чтобы привлечь внимание отца и реализовать детские комплексы, — ну, так себе. Наверное, поэтому куда большую армию фанатов получил даже не сам бог грома, а мечущийся из крайности в крайность антагонист картины Локи, долгие годы остававшийся единственным достойным злодеем киновселенной.

Отдельно стоит отметить работу художника-постановщика фильма, создавшего столь колоритный и поражающий воображение Асгард, что его и правда было обидно терять в «Рагнареке».

5. «Первый мститель» (2011)

«Сольник» о Капитане Америке наверняка вызывал у боссов Marvel определенные опасения: несмотря на свою популярность, герой часто рассматривался как один из самых скучных и догматичных в мире комиксов. Это роднит его с Суперменом, только Человек из стали многим кажется неинтересным из-за своего физического превосходства над врагами, а Кэп — из-за превосходства морального. Согласитесь, сложно вызвать эмпатию к персонажу без единого недостатка и хоть какой-нибудь внутренней борьбы. Но режиссеру «Первого мстителя» Джо Джонстону — удалось.

Отчасти этому способствовал выбор на главную роль Криса Эванса, удачно вписавшегося в образ «совести нации» (что удивительно, учитывая его предыдущие супергеройские роли — в «Фантастической четверке» и «Скотте Пилигриме»). Отчасти — то, что фильм уделил большое внимание истории Капитана до его перевоплощения в суперсолдата, когда он был хрупким и беззащитным, но непоколебимым внутри (смотрите сцену «Я могу так целый день»).

До высот «Железного человека» фильм, конечно, не дотянул — вся линия с Красным Черепом банальна и предсказуема, но свой вклад в формирование киновселенной, безусловно, внес.

6. «Мстители» (2012)

Завершать первую фазу киновселенной доверили, пожалуй, самому достойному кандидату из возможных — создателю «Баффи — истребительницы вампиров» и «Светлячка» и сценаристу десятка других успешных проектов, от «Истории игрушек» до «Хижины в лесу», Джоссу Уидону. И он справился, хотя задача объединить в одном кроссовере сразу шестерых супергероев была сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Предыдущие фильмы снимались в разной тональности, и в совместном проекте любой из персонажей мог оказаться не в своей тарелке, выпасть из истории. К тому же половину героев пришлось представлять зрителям заново: у Черной вдовы и Соколиного глаза не было сольных фильмов, а Халка теперь играл Марк Руффало, совершенно не похожий на Эдварда Нортона.

Но Уидону и этого было мало: именно его стараниями узнаваемые черты приобрел главный злодей картины — Локи, представший одновременно талантливым манипулятором и самонадеянным неудачником. В «Торе» он все же был на заднем плане, а здесь показал себя во всей красе.

Конечно, и у «Мстителей» есть проблемы. В некоторых моментах повествование провисает, действительно впечатляющий экшн начинается лишь в концовке, а сцена с единственным не преклонившим колени перед «новым Гитлером» выглядит чрезмерно пафосно. И все же картина в целом — кинематографический подвиг, повторить (и превзойти) который удалось разве что в «Войне бесконечности».

7. «Железный человек 3» (2013)

Заключительная часть трилогии о промышленнике в «высокотехнологичном протезе», имела многообещающий задел. Таинственный лидер террористической организации «Десять колец» Мандарин, счастливый обладатель не только огромной армии, но и неких магических способностей, отвечает на вызов Айронмена, расстреливая его дом боевыми вертолетами. Герой, чье здоровье оставляет желать лучшего, оказывается вдалеке от привычных мест, без денег и костюма, зато с паническими атаками, пока охота на него продолжается.

К сожалению, идея о психологическом расстройстве Тони не была доведена до хоть сколько-нибудь удовлетворительного завершения, а главный твист истории получился как минимум спорным. Режиссер фильма Шейн Блэк, в качестве сценариста работавший над «Смертельным оружием» и «Последним киногероем», а также снявший одну из лучших детективных комедий последних десятилетий «Поцелуй навылет» все с тем же с Дауни-младшим, на этот раз перестарался в попытках удивить аудиторию.

Однако короткометражка «Да здравствует король!» оставила фанатам надежду, что реальный Мандарин со всеми его магическими кольцами когда-нибудь появится в киновселенной.

8. «Тор 2: Царство тьмы» (2013)

Второго «Тора» принято считать едва ли не главной неудачей Marvel наряду с «Невероятным Халком». Стереотипный антагонист, мечтающий поработить миры без внятной мотивации (просто потому, что может), не позволяет относиться к проекту серьезно, а попытки воссоздать дух шекспировской трагедии плохо сочетаются с натужным юмором и банальным дизайном компьютерных монстров.

Тем не менее, это один из лучших фильмов киновселенной по «глубине» картинки и насыщенности цветовой гаммы (сравниться с ним могут разве что «Стражи Галактики», да и то лишь местами) — тот самый случай, когда каждый кадр можно вешать на стену. Да и финальная битва с перемещением по мирам кажется глотком свежего воздуха на фоне стандартизированных марвеловских драк.

9. «Первый мститель: Другая война» (2014)

Обычно именно этот фильм приводят в пример, если хотят доказать, что Marvel может выдавать что-то более серьезное, чем подростковые комедии о людях в обтягивающих трико. Почему — понять несложно. «Другая война» взяла все лучшее от жанра шпионского боевика: атмосферу недоверия и предательства, кражу секретных документов со взломом и шикарные драки как на кулаках, так и с применением огнестрельного оружия. Только, в отличие от обычных представителей жанра, тут есть крутой парень с железной рукой, способной останавливать машины и щит Капитана Америки.

Впрочем, и новым словом в индустрии кинокомиксов второго «Первого мстителя» назвать сложно. Вопреки российской адаптации заголовка, война у Кэпа все та же — против фашистов, на этот раз заполонивших главную американскую спецслужбу — «Щит». При желании здесь можно увидеть метафору о возвышении ультраправых, но интересную моральную дилемму Стива Роджерса, которая могла бы возникнуть, будь его противником не некая третья сила, а непосредственно американское государство, создатели обошли стороной.

10. «Стражи Галактики» (2014)

В отличие от более или менее распиаренных Мстителей, Стражи Галактики к моменту первой экранизации были известны только очень узкому кругу фанатов. Видимо, поэтому Кевин Файги решил отойти от привычных схем и позволил режиссеру картины Джейму Ганну ориентироваться на свое видение их истории.

Неудивительно, что результат резко отличался от всего, что мы видели у Marvel раньше. Первая же сцена посвящена душераздирающему прощанию маленького мальчика с матерью, больной раком, — какой еще супергеройский фильм (если он, конечно, не о Бэтмене) может позволить себе столь депрессивное начало? А уже на вступительных титрах нам, не давая опомниться, показывают целый музыкальный номер в исполнении Звездного Лорда и космических крыс.

В дальнейшем Ганн будет все так же балансировать на грани между абсурдной комедией и трогательной мелодрамой, заполняя промежутки визуальными изысками вроде сцены со «спорами» Грута и любимой музыкой 80-х.

Стоит отметить, что на главную роль взяли на тот момент еще не слишком известного и по большей части комедийного актера Криса Пратта, которую пришлось заметно похудеть и подкачаться, а вот озвучивать «мультяшных» персонажей Ракету и Грута доверили суперзвездам — соответственно, Брэдли Куперу и Вину Дизелю. У последнего работа была непыльная: говорить пришлось лишь одну фразу — «Я есть Грут», зато на дюжине разных языков.

11. «Мстители: Эра Альтрона» (2015)

Вторая попытка объявить общий сбор великолепной шестерки, ведомой одноглазым разведчиком, получилась чрезвычайно сумбурной и нелогичной. Мстители (а если точнее Тони Старк и Брюс Бэннер), видимо, решив, что планете отчаянно не хватает суперзлодеев, сами создают нового, да еще и столь могущественного, что потенциально он бы мог разрушить цивилизацию за пять минут.

Однако обладающий сверх-интеллектом робот Альтрон тоже не ищет легких путей и не вырубает интернет, что обеспечило бы ему быструю победу над человечеством, а зачем-то поднимает в небо восточноевропейский город, чтобы с размаху врезать им прямо в лицо матушке-Земле.

Смотреть на это сценарное безумие сложно, но необходимо, иначе вы не узнаете, как в команде Мстителей оказались Вижн и Алая Ведьма, что случилось с марвеловской версией супергероя Ртути, так ярко проявившего себя в Людях Икс, и чем завершилась дуэль Халка с Халкбастером (ладно, на последнее можно взглянуть и отдельно).

12. «Человек-муравей» (2015)

На этот раз фаза киновселенной завершилась не эпичным кроссовером, а маленьким, почти незаметным, но важным (все три эпитета можно отнести и к главному герою) фильмом о семейных ценностях.

Конечно, идея об уменьшении межатомного пространства в теле для «скукоживания» до размеров муравья была реализована совершенно непоследовательно: в одних случаях Скотт Лэнг сохраняет свой вес и силу, в других — спокойно летает на насекомых и бегает по стволу пистолета. Словом, физики наверняка плевались при просмотре.

Но Пол Радд, известный по комедиям «Телеведущий», «Сорокалетний девственник» и «Немножко беременна», придал герою достаточно душевности и теплоты, чтобы каждое его последующее появление в фильмах зрители встречали с улыбкой.

13. «Первый мститель: Противостояние» (2016)

В далеких и дремучих 2016-2017 годах по каким-то причинам появился тренд на столкновение хороших парней между собой, которому поддались и DC со своим «Бэтменом против Супермена», и другие крупные франшизы вроде «Трансформеров» и «Форсажа». Однако самую удачную попытку исследовать этот жанр предприняли специалисты из Marvel, заставившие киноманов всего мира выбирать между двумя командами супергероев.

Несмотря на то, что формально это заключительная часть трилогии Капитана Америки, у «Противостояния» куда больше общего с «Мстителями», чем с двумя предыдущими картинами об этом рыцаре без страха и упрека. Здесь так же собраны практически все основные герои киновселенной, много внимания уделяют Железному человеку, а главным итогом можно считать именно раскол коллектива, а не какие-то личные победы и поражения Кэпа.

14. «Доктор Стрэндж» (2016)

Чего не хватало вселенной с инопланетянами, роботами, богами, нацистами, темными эльфами и древними артефактами? Ну, конечно же, магии. Причем, могущественной — чтоб тебе и порталы, как в «Звездных вратах», и скрученные в крендель города, как в «Начале». «Доктор Стрэндж» восполнил этот недостаток.

Пожалуй, это первый фильм, после которого заявления о том, что Marvel повторяется, боится экспериментов и становится однообразной, зазвучали действительно громко. Персонаж Бенедикта Камбербэтча казался братом-близнецом Тони Старка, спецэффекты выглядели вторичными, а моменты бафоса (когда пафос сцены сбивают чем-то комичным) не позволяли прочувствовать драматичность ситуации. Однако уже в следующих проектах франшиза исправилась, внеся в свой арсенал пару новых приемов.

15. «Стражи Галактики. Часть 2» (2017)

Продолжение истории отряда галактических отбросов получилось даже проникновеннее оригинального фильма, хотя это казалось почти невозможным. Волей обстоятельств герои оказались разбиты на группы, но это, как ни странно, помогло лучше раскрыть каждого по отдельности.

Добрая половина сцен здесь может считаться шедевральными: и стартовая с танцем Грута, и превращение Квилла в Пакмэна, и грандиозная битва Небулы с Гаморой, и практически каждое появление Йонду на экране. Но наш фаворит — это короткий эпизод, где Мантис берет Дракса за руку и визуально передает его внутреннюю боль, неожиданно артхаусное решение для летнего блокбастера.

16. «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)

После не самого удачного перезапуска франшизы о Человеке-пауке с Эндрю Гарфилдом Sony Pictures махнула на все рукой и позволила персонажу влиться в марвеловскую семью. И хотя первое появление Питера Паркера в этой вселенной состоялось еще в «Противостоянии», именно сольный фильм должен был ответить на вопрос, можно ли вдохнуть новую жизнь в историю о доброжелательном соседе-паучке.

Ответ оказался сугубо положительным: Том Холланд идеально передал образ остроумного и гиперактивного подростка из комиксов, Майкл Китон, уже поднаторевший в ролях крылатых суперличностей, оказался весьма угрожающим в образе Стервятника, да и главная тема всего нарратива о Спайдермене («с большой силой приходит большая ответственность») была подана на удивление свежо, касаясь в том числе и суперзлодея. Словом, возвращение домой состоялось во всех смыслах.

17. «Тор: Рагнарек» (2017)

Если начинал трилогию о Торе шекспировский режиссер Кеннет Брана, сосредоточившийся на дрязгах в монаршем семействе Асгарда, а продолжал известный по «Терминатору: Генезису» Алан Тейлор (рваное повествование на фоне сочной картинки — видимо, его стиль), то третью часть доверили новозеландскому самородку Тайке Вайтити, уже вошедшему в историю комедии с «Охотниками на дикарей» и «Реальными упырями».

Результат получился предсказуемым: «Тор: Рагнарек» — пожалуй, самое оптимистичное и смешное кино о конце света после «Апокалипсиса по-голливудски». В этом одновременно сила и слабость картины: с одной стороны, почти весь сеанс в кинотеатре не смолкает смех, с другой — даже действительные трагические моменты вроде смерти Одина или падения Асгарда пресекаются шутками, и это вполне может раздражать.

18. «Черная Пантера» (2018)

Первый марвеловский фильм с ведущим темнокожим супергероем и почти полностью афроамериканским кастом был обречен стать предметом яростных споров. Пока одни называли «Пантеру» шедевром, другие отчаянно выискивали в ней большие и мелкие недостатки, но по большей части возмущались якобы заполонившей экраны толерантностью (тот факт, что из 20 с лишним фильмов Marvel лишь в двух главный герой — не белый мужчина, от них почему-то ускользнул).

original

На деле же картину Райана Куглера сложно назвать выдающимся кинематографическим достижением (актерская игра, спецэффекты и диалоги здесь в целом стандартные, хотя дизайн костюмов и местности впечатляет), но его значимость для современного американского общества, расколотого на две половины, сложно переоценить.

Фильм не только оказывается тонкой аллюзией на спор Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса о выборе средств в борьбе за равные права, но и критикует изоляционистскую политику нынешнего президента, призывая строить мосты, а не стены. Для Marvel Studios, страшащейся провокационности как огня, выпуск такого проекта — невероятный риск, который имел все шансы не оправдать себя, но в итоге принес почти полтора миллиарда долларов, зашкаливающий рейтинг на Rotten Tomatoes и первую для супергеройского кино номинацию на «Оскар» за лучший фильм.

19. «Мстители: Война бесконечности» (2018)

Все десять лет существования киновселенной ее главный антагонист, безумный титан Танос не слезал с трона посреди космической пустоты, вызывая насмешки фанатов, но когда слез, разом украл не только все Камни Бесконечности, но и шоу.

Сиреневый владыка в исполнении Джоша Бролина оказался не только импозантным мужчиной, способным лично отправить в нокаут Халка, но и мятущимся романтиком, мечтающим об утопическом мире, но идущим к нему несколько нестандартными путями.

giphy

В «Войне бесконечности» сценаристам пришлось уделять время сразу десяткам важных персонажей в четырех разных сюжетных линиях (Тора со Стражами, Тони Старка со Стрэнджем и Паучком, Кэпа с его командой и, собственно, самого Таноса).

Не всегда это получалось гладко: «ружья Чехова» вроде нового топора Тора или попыток вызвать Халка порой не стреляли, а действия героев казались сумбурными и работающими исключительно на сюжет. Да и концовка получилась шокирующей лишь отчасти: трудно всерьез переживать за смерть героев, когда у них на следующий год запланированы сольные картины.

И все же заложенная в фильме тематика жертвенности, которую исследовал весь авторский кинематограф вплоть до Тарковского, а также сложность и, как ни странно, человечность фигуры Таноса сыграли свою роль: третьи «Мстители» — если не лучший, то уж точно самый успешный проект франшизы.

20. «Человек-муравей и Оса» (2018)

Милый, необязательный сиквел «Человека-муравья», мало что добавляющий и к киновселенной в целом, и даже конкретно к образам Скотта Лэнга и Хоуп Ван Дайн. На этот раз людей и предметы не только уменьшают, но и увеличивают до невероятных размеров (впрочем, этот трюк Муравей уже исполнял в «Противостоянии»), а в перерывах между этим баловством Майкл Дуглас без особого труда находит Мишель Пфайффер в квантовом мире.

Сцена после титров буквально смеется в лицо зрителям. Думали, происходящее здесь имеет хоть какое-то значение? Подумайте еще.

21. «Капитан Марвел» (2019)

Всего-то 11 лет и 20 фильмов — именно столько потребовалось руководству Marvel, чтобы решиться наконец на убийственно рискованный шаг — сделать героем фильма женщину. Стереотип о невозможности снять успешный супергеройский фильм с актрисой в главной роли бытовал в Голливуде давно и только укрепился после неудач таких картин, как «Женщина-кошка» и «Электра», однако «Чудо-женщина» от DC перевернула это представление, доказав, что дело не в поле персонажа, а в таланте сценаристов и режиссеров.

Исход первых марвеловских потуг на этом поприще получился неоднозначным. Создатели «Капитана Марвел» попытались вложить в картину разумные феминистические идеи, но делали это словно дрожащими руками, начисто лишив героиню Бри Ларсон хоть каких-нибудь недостатков, эмоций, а заодно и индивидуальности.

Что, впрочем, не помешало самому могущественному супергерою Marvel триумфально выступить в мировом прокате, собрав больше миллиарда долларов и заняв по этому показателю почетное седьмое место в киновселенной.

Кстати, у нас также есть подборка из 26 лучших фильмов по комиксам без участия Marvel и DC: от «Олдбоя» до «Хеллбоя» (на случай, если Мстители и Бэтмен с Суперменом вас уже достали).