Исчезнувший подбородок: о чем новый триллер Финчера

30.11.2016

«Исчезнувшая» Дэвида Финчера — не об институте брака, не о любви к стервам, не о женщинах-диктаторах и мужчинах-тряпках, то есть вообще не о том, о чем поголовно пишут во всех рецензиях.

10382309_734541223291855_2439419428263058378_o

Фото с официальной страницы фильма в фейсбуке

«Исчезнувшая» — об общественном мнении, которое выступает здесь главным героем, одновременно протагонистом и антагонистом, а все остальные персонажи только пытаются наладить с ним связь. Фильм о том, что в современном мире общественное мнение оказывается важнее правды, законов, человеческих жизней и даже формальной логики. Оно корежит и переламывает людей, делая одних закомплексованными психопатами и заставляя других вести марионеточный образ жизни. Оно повсюду, и единожды попавший под его прицел вынужден жить с ним до конца дней.

В фильме всего одна страшная сцена, но понимаешь это уже после просмотра: когда кажется, что все закончилось, и как минимум смерть герою не угрожает, Аффлек выходит из дома и в слабом утреннем свете видит выстроенные в ряд телевизионные машины — символ ужаса и безысходности. Наверное, даже более мощный символ, чем море птиц в финальных кадрах Хичкока. Ничто не закончилось и не закончится никогда.

Untitled collage

Фото с официальной страницы фильма в фейсбуке

Больше всего эта киноистория (за книгу Флинн не ручаемся — там, возможно, речь шла как раз об отношениях) напоминает «Постороннего» Камю. Они даже в названии созвучны: «Исчезнувшая» — «Посторонний», Gone Girl — The Stranger. В одной человека убивают за то, что он не плакал на похоронах своей матери, в другой — едва не убивают за то, что он улыбнулся на фоне портрета пропавшей жены.

Разница между героями в том, что первый не согласился играть по общественным правилам и лгать, оставаясь искренним до конца, а второй согласился, чем во многом спас себе жизнь (и можно ли его винить? Камю написал манифест, грубо говоря, агитку, а в реальной жизни разве не все мы — малодушные Аффлеки?). То есть, если смотреть совсем широко, главным поводом для казни в обоих случаях становится искренность.

__59b84fc77dbcb

Фото с официального сайта 20th Century Fox

Вот и выходит, что Финчер снимал не триллер и не семейную драму, а выпуклую вплоть до гротеска (телепрограммы в «Исчезнувшей» — вообще сплошная пародия) социальную сатиру. О том, что в этом мире важнее всего скрывать свой подбородок.

Подбородок Аффлека — вообще отдельная тема для многоуровневой иронии. Актер, кто не знает, играет Бэтмена — супергероя, у которого миру открыт только волевой подбородок. А Финчер как бы говорит Бену — нет-нет, и этого не надо, и это слишком...

Это интересно:

Дэвид Финчер: люди думают, я откусываю головы щенкам >>

Палач в одиночестве. Почему «Олдбой» — самый необычный фильм о мести в истории >>

Гэри Олдмен: почему я должен следить за тем, что я говорю?

Джереми Реннер: думайте обо мне что хотите >>