Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

28.10.2020

Заряжаемся уверенностью и начинаем.

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Здесь и далее фото unsplash.com

Некоторые любители визуальных форм искусства рано или поздно задаются вопросом, как снять фильм самому и сделать его при этом смотрибельным. Кому-то этот процесс кажется легким, и они беззаботно приступают к съемкам, осознавая с каждым шагом, что это не так просто. Другим, наоборот, процесс создания кино представляется настолько неподъемным, что они даже не решаются смотреть в сторону камеры, блокнота и портфолио артистов.

Оба подхода мы считаем не самыми удачными и рекомендуем соблюдать баланс в отношении к съемкам своего дебюта. Создать фильм действительно не так просто, но и ничего невозможно в этом нет.

На сегодняшний день рамки визуального искусства до того широки, а технические средства настолько доступны, что при сравнительно небольших усилиях можно получить достойный результат, который заметят тысячи людей. 

Однако при этом надо добиться органичного сочетания многих кинематографических аспектов — от захватывающего сценария и эффектных ракурсов до харизматичных актеров и подходящего реквизита.

Сейчас мы подробнее расскажем, как снять свой фильм и не облажаться. Поверь, это вполне реально.

1 Идея

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Любое искусство начинается с озарившей творца идеи. Кинематограф — не исключение. Без идеи сюда соваться не стоит, иначе твой дебют может обернуться стыдным графоманским перформансом, после которого людям будет неудобно смотреть тебе в глаза. 

Конечно, некоторые картины лишены оригинальной концепции и являются конъюнктурными продуктами для заработка. Но лучше всего приходить в мир киноискусства с чистыми намерениями и желанием сделать нечто по-настоящему значимое. 

2 Сценарий

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

После того как ты определишься с идеей, ее надо превратить в захватывающий сценарий, который любому взявшему его в руки человеку захочется прочитать до конца (в идеале).

Перед написанием сценария тебе необходимо определиться с тем, будешь ли ты его создавать самостоятельно или пригласишь компетентного сценариста, который поможет тебе в этом процессе. 

Однако в этом случае важно понимать, что такой сценарий становится продуктом вашего совместного труда. Тут может возникнуть конфликт интересов из-за разного взгляда на результат вашей интеллектуальной деятельности. Поэтому нужно не просто найти человека, знающего как писать сценарии, но и единомышленника, с которым у вас будут схожие представления о том, как все это должно выглядеть.

Если не хочешь прибегать к помощи специалистов, попробуй написать все сам. Но в таком случае мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с основами сценарного мастерства. Там есть свои законы, правила и лайфхаки. Влезать в кинематограф без этого базового знания просто бессмысленно.

3 Определение бюджета

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Следующим этапом на пути к созданию твоего шедевра будет определение бюджета и его поиск. Естественно, дебютную картину можно снять без миллионов, а ограничиться несколькими десятками тысяч. Все зависит от твоей концепции и намерений.

Но на этапе разработки бюджета надо просчитать все до мелочей — от аренды техники и гонораров актерам до покупки еды и приобретения реквизита. 

Причем если у тебя нет своих денег, в современном мире можно воспользоваться системой краудфандинга. Однако тут тебе предстоит отдельная работа, которая заключается в том, чтобы заинтересовать своих будущих зрителей в значимости проекта.

4 Планирование 

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

На самом деле, определение бюджетов является частью большого процесса планирования, без которого твои съемки рискуют превратиться в одну большую нервотрепку. 

Чем лучше ты спланируешь весь производственный процесс до начала съемок, тем спокойнее и продуктивнее они пройдут.

Таким образом, планирование как минимум должно представлять собой составление списка всех персонажей фильма, объектов, костюмов и реквизита в кадре. Более того, необходимо провести разбивку съемочного процесса на конкретное количество дней и так далее. 

Желательно, учесть все производственные аспекты твоего будущего кино, и тогда ты с меньшей вероятностью столкнешься с неожиданными поворотами судьбы. 

5 Поиск актеров и команды

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

После этапа планирования необходимо заняться конкретным поиском актерского состава и людей, которые будут задействованы в производственном процессе. Если ты понимаешь, что твои бюджеты ограничены, можешь привлечь к съемкам своих хороших друзей и знакомых. 

Либо можешь поискать актеров на профильных ресурсах, куда они скидывают свои портфолио и находятся в поисках интересных ролей (или хотя бы каких-нибудь ролей). Действовать тут надо по ситуации, но всегда помнить, что главное в твоем фильме — это органика.

6 Поиск локаций и реквизита 

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

После того как ты найдешь нужное количество людей на проект, можно заняться поиском локаций для съемок и всего необходимого реквизита. Опять же тут все упирается в твои бюджеты. 

Можно снимать дорогостоящие киношные павильоны и студии, либо снимать все в лесу, на улицах и в помещениях, договариваясь с их хозяевами на индивидуальных условиях. 

Простор вариантов тут широк. 

7 Поиск техники

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Когда с актерами, локациями и реквизитом станет все ясно, необходимо приступать к сбору технической базы. Ее состав будет также зависеть от сложности проекта, которую ты же и установишь. 

По сути, короткометражку можно снять и на айфон, докупив к нему какой-нибудь стабилизатор и одну световую палку, чтобы расставить некоторые визуальные акценты. 

Однако сложные проекты требуют большого количества разного профессионального стаффа — от звукового оборудования и камер разного типа до штативов со стабилизаторами и бессчетного количества осветительных приборов. 

Стоит отметить, что в кино оборудование обычно арендуют, а не покупают. Но надо понимать, что эта аренда тоже далеко не дешевое удовольствие. Если ты ограничен в бюджетах, попробуй найти нужную тебе аппаратуру среди знакомых. 

8 Съемочный процесс

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

Итак, самая захватывающая часть производства фильма — это съемки. Здесь главное действовать согласно плану, который у тебя уже должен быть на руках. Скорее всего, в процессе дебютных съемок тебе предстоит внимательно координировать действия актеров и съемочной группы. Но, желательно, чтобы они сами хорошо понимали, каким должен быть конечный результат.

Как бы то ни было, видение того, как все должно выглядеть, находится в твоей голове. Следуй ему, и все получится. 

9 Монтаж 

Как снять свой фильм и не облажаться: подробный гид начинающего киношника

После того как все материалы будут отсняты, наступает долгий процесс постпродакшена.

В него входит не только склейка кадров, то есть монтаж, но и цветокоррекция, звуковая коррекция, титрование, шумовое оформление, кадрирование и множество других процедур. 

На этом этапе тоже необходимо воспользоваться помощью специалистов, либо самому изучить отдельную профессию, что займет время и растянет производственный процесс.

Тем не менее мы советуем работать над созданием визуального произведения в сотворчестве с дружной командой, где каждый будет заниматься своим делом. Это не только ускорит процесс создания фильма, но и даст качественный продукт, созданный усилиями коллективного разума. 

«Фильмы снимает коллектив, и миф о гениальном режиссере-демиурге, который должен всю группу, всех продюсеров и всех актеров сломать через колено, чтобы воплотить свое видение, мне кажется довольно мерзким пережитком XX века. Но, кстати, именно таким типажам как раз может помочь мобильное кино, которое реально можно снять почти в одиночестве», — сказал как-то режиссер Михаил Идов в интервью изданию «Афиша».