Какие фильмы смотреть в июне 2016

02.06.2016

Рассказываем о новом фильме «День независимости: Возрождение» Роланда Эммериха, а также даем три достойные альтернативы фильмам о конце света: про деньги, джунгли и светскую жизнь.

«ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Здесь и далее фото кинопрокатчиков «Двадцатый Век Фокс Снг», «Каро-Премьер», Wdsspr, 25th Floor Film

Рейтинг: 5

В прокате с 23 июня

Отчасти удивительно, что кинематограф не интересовался темой конца света (цивилизации, планеты Земля, Вселенной в целом) более полувека своего существования как отдельного искусства. С другой стороны, и прочие разделы стремились больше к прекрасному и вечному — живописные фантазии на тему Апокалипсиса не в счет.

Притом что и христианский мир, и большинство адептов иных конфессий тысячелетиями жили под тенью грозных пророчеств о грядущем финале всего, представлять, как оно может выйти не по Иоанну, мало кто стремился. Можно вспомнить разве что роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826), в котором род людской погибает из-за жуткого мора, и вышедший спустя шестьдесят лет «После Лондона» Ричарда Джеффриса, но это все же уже новое время — к тому же обе книги рассказывают большей частью о том, что случится после, а не о подробностях самого гранд-финала.

День независимости: возрождение

Впрочем, по части жутких видений перещеголять отшельника с Патмоса вот уже две тысячи лет мало кому удавалось — и все же почти невероятно, что народившееся кино даже не пыталось перенести на экран всех этих коней с львиными головами, железную саранчу и прочие прелести Армагеддона.

Снимались, разумеется, фильмы о пожарах, потопах, землетрясениях, «Титаниках», последних днях Помпеи, но все же то были события ужасные, но локальные — как во времени, так и в пространстве. Разве что «Облик грядущего» (1936) по одноименному роману Герберта Уэллса рисовал мрачные картины многолетней биологической и химической войны, уничтожающей человечество, — в конце, впрочем, разум торжествует (в чем творцы последовавших дистопий уже не были столь уверены).

День независимости: возрождение

Все изменилось после 1945 года, когда уничтожение человеческой расы в какие-то пару дней в августе превратилось из пугающего, но занятного философского концепта в суровую реальность. После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки горячечные видения Иоанна Богослова перестали казаться столь уж аллегорическими — и тут уж писатели-фантасты и киносценаристы засели за «ундервуды».

Впрочем, киноцензура не дремала по обе стороны океана, и атомная тематика была под запретом почти до конца 1950-х, так что самый первый большой фильм о секулярном, так сказать, конце света, американский «Когда сталкиваются миры» (1951), рассматривал проблему в космическом масштабе. К Земле приближается комета Беллус, столкновение неизбежно, природные катаклизмы уже начались, и по решению ООН помирившиеся перед лицом гибели объединенные нации начинают строить гигантский космический ковчег, на котором суждено будет спастись (не всем, разумеется). Строго говоря, и фильм, и одноименный роман-первоисточник (написанный, кстати, аж в 1934-м) предлагали для еще не начавшегося космического века древнюю библейскую историю о Ное. С гуманистической поправкой: патриарх, как известно, кроме жены, никого и вовсе спасать не стал (скоты и птицы не в счет).

День независимости: возрождение

В британском «Дне триффидов» (1963) человечество уничтожали расплодившиеся ходячие плотоядные орхидеи, а японцы еще в начале 1950-х выпустили в мир своего Годзиллу — животное, впрочем, довольно амбивалентное, ибо в последующих трех десятках фильмов ему приходилось то угрожать разумной жизни на Земле, то, напротив, спасать ее от еще более чудовищных монстров. Кстати, та же студия «Тохо», что держит уже шестьдесят с лишним лет права на «большого Г.», в 1961 году сняла и фильм «Последняя война», повествующий о ядерной войне между Федерацией и Альянсом (слегка завуалированные НАТО и Варшавский договор), в результате которой хуже всех достается миролюбивой и нейтральной Японии.

В 1959 году вышел один из первых фильмов о последствиях мировой атомной войны — знаменитый «На берегу» Стэнли Крамера. Он по большому счету остается за рамками нашего повествования — ибо о самой катастрофе в нем рассказывается крайне скупо, лишь в воспоминаниях обреченных на смерть главных героев. Но он послужил в своем роде триггером для последовавших кино- и телеисследований на тему «Как — не дай Бог — это будет». В «Дне, когда загорелась Земля» (1961) планета сходит с орбиты из-за одновременных ядерных испытаний США и СССР, и начинается стремительное глобальное потепление — фильм был снят в модной тогда псевдодокументальной манере, на реальных лондонских улицах, и, по воспоминаниям членов съемочной группы, пару раз среди наблюдавших за процессом прохожих (не видевших камеру, но услышавших куски диалога о начинающемся аде) чуть не случилась настоящая паника.

В результате ошибки электроники бомбардировщики вылетели в Москву и уничтожили столицу

Британцы, надо сказать, вообще преуспели в ультрареалистичном подходе к апокалиптическому нарративу: снятый «Би-Би-Си» в 1965 году 48-минутный фильм «Военные игры», в манере репортажа рассказывавший о последствиях мировой ядерной войны для отдельно взятой Великобритании (хаос, разрушения, мародеры, голод — ничего общего с благостными картинками из методичек по гражданской обороне по обе линии фронта холодной войны), получил даже «Оскара» как лучший документальный фильм.

В 1984 году все та же «Би-Би-Си» выпустила столь же псевдодокументальный фильм «Нити» — о выживании перенесшего ядерный удар Шеффилда; вероятно, самый страшный фильм о ядерной войне и ее последствиях, когда либо снятый, несмотря на почти полное отсутствие спецэффектов в нынешнем понимании этого слова. Заметным — и довольно неожиданным в сценарном отношении — был и американский фильм «Система безопасности» (1964).

День независимости: возрождение

В результате ошибки электроники американские бомбардировщики вылетели на Москву, одному из них удалось пробиться через систему ПВО и уничтожить столицу СССР. Чтобы предотвратить ответный удар и доказать русским, что произошла роковая ошибка, президент США отдает приказ о бомбардировке Нью-Йорка. В 2000 году, незадолго до реального нападения на Нью-Йорк американских самолетов, «Си-Би-Эс» показала телеспектакль по мотивам фильма с Джорджем Клуни и Ричардом Дрейфуссом в главных ролях...

Впрочем, не все были столь серьезны. В параноидальной — и незаслуженно забытой — «Подземной битве» злобные китайские коммунисты рыли тоннель под Тихим океаном, чтобы заложить ядерные фугасы под мирно спящими американскими городами. В культовой «Ночи живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро конец всему кладут понятно кто из названия — сам же фильм положил начало целому жанру, благополучно существующему до сих пор.

День независимости: возрождение

В «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса, экранизированном в 1981 и 2005 годах, Земля вообще гибнет в результате осуществления межгалактического генплана строительства скоростных магистралей, а в «В пасти безумия» (1994) Джона Карпентера апокалипсис случается как результат безудержной писательской фантазии.

Локальные случаи массового уничтожения, вроде «Нападения 60-футовой женщины» или «Нападения помидоров-убийц», вынесем пока за скобки, для отдельного разговора о треш-кинематографе (когда-нибудь, а состоится).

День независимости: возрождение

На тучной ниве апокалиптических провидений пробовали себя многие голливудские режиссеры первой лиги (вторая, в принципе, почти только ими и занимается), но мало кто, пожалуй, сравнится с обосновавшимся в США выходце из Штутгарта Роландом Эммерихом. Он уже подвергал планету нашествию инопланетян, визиту одолженного у японцев Годзиллы (вернее, одолженной — у ретивого немца суперъящер превратился в дамочку), глобальному потеплению, от которого почти все замерзли, и потопу, от которого некоторые спаслись. В конце, впрочем, бравые американские парни с каменными лицами спасают что там осталось от человечества непременно на фоне крупного плана американских звезд и полосочек.

В своей не знающей границ любви к новому отечеству Эммерих периодически начинает походить на персонажа «Продюсеров» Мэла Брукса сценариста Франца Либкинда, но, видимо, в тамошнем прокате такая степень патриотизма, достойная нашего Первого канала, по-прежнему в почете у зрителей. Этим летом герои «Дня независимости», некогда спасшие планету от омерзительных пришельцев из космоса, возвращаются спасать ее еще раз — гады возвращаются, и их стало еще больше.

День независимости: возрождение

Запас ли режиссер для нас столь же восхитительные находки, какие были в первом «Дне» (компьютерные вирусы для, очевидно, работающих под «виндами» бортовых систем инопланетных кораблей, августовские газеты в руках у героев утром 2 июля, города Petrograd и Novosyoyrsk в почему-то все еще в 1996 году Советском Союзе — список ляпов занимает в Интернете внушительных размеров страницу), пока не совсем ясно.

Впрочем, учитывая, что оригинальный «День независимости» собрал чуть менее миллиарда при скромном бюджете в 75 миллионов, а на «Возрождение» ушло уже целых 200, — то кому какое дело? Уж точно не Роланду Эммериху.

«ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР»

Рейтинг: 4

В прокате со 2 июня

Четвертая полнометражная работа Джоди Фостер в качестве режиссера — с Джорджем Клуни и Джулией Робертс. История о том, как потерявший все свое состояние на советах телевизионного финансового гуру зритель захватывает ведущего в заложники.

«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО»

Рейтинг: 3

В прокате с 9 июня

«Саша — известный фотограф. Она молода и красива. Неожиданно ее счастливая жизнь рушится. Она становится свидетелем загадочного убийства...» — сообщает нам пресс-релиз. Кажется, что-то подобное снимал уже какой-то итальянец лет 50 назад.

«ТАРЗАН. ЛЕГЕНДА»

Рейтинг: 4

В прокате с 30 июня

Вернувшийся в цивилизацию Тарзан вместе с любезной супругой Джейн едет обратно в Конго проверить, как там оно без него, и находит, естественно, полный беспредел. Дальнейшее напоминает что-то среднее между «Индианой Джонсом» и «Освободите Вилли».

Это интересно: