Лед под ногами Майора: почему фильм «Призрак в доспехах» хуже аниме

04.04.2017

Playboy объясняет, почему новый «Призрак в доспехах» был обречен на провал и почти не пытался этому сопротивляться.

Голливудская киноверсия культовой манги и аниме о мрачном футуристическом мире, где кибернетические улучшения доступны почти для всех, а главной целью преступников становятся не деньги, а заложенная в мозгах информация и само человеческое естество, известное как Призрак, изначально ставила перед собой непосильную задачу. Удачно перенести на большой экран философский шедевр, отличавшийся не в последнюю очередь своим мультипликационным гротеском, возможно было только в двух вариантах.

Внимание! В тексте есть спойлеры.

scarlett-johanson-ghost-in-the-shell

Скриншоты трейлера фильма и аниме «Призрак в доспехах»

Режиссеру Руперту Сандерсу («Белоснежка и Охотник») нужно было либо покадрово переснять оригинальные сцены, с сохранением сюжета, диалогов и общей идеи (что работает не всегда — достаточно вспомнить ремейк «Психо» 1998 года, но есть и куда более удачные примеры вроде «Хранителей» Зака Снайдера), либо сохранить лишь атмосферу оригинала, но дать ему новое прочтение (что неожиданно здорово получилось у ремейка «Зловещих мертвецов»).

Почти дословно передав самые эффектные сцены, авторы заметно упростили все остальное повествование, не дав зрителю ни нового взгляда на вселенную, ни новых идей

Это как с дорожками в «Умниках и умницах»: можно пройти по почти безопасной зеленой, но успех классического произведения ты точно не повторишь, а можно рискнуть и рвануть на красный, но любая ошибка разрушит твое кино.

Однако авторы «Призрака» выбрали компромиссный желтый вариант, который, в отличие от телепередачи, в искусстве почти всегда приводит к провалу. Почти дословно передав самые эффектные сцены, они заметно упростили все остальное повествование, не дав зрителю ни нового взгляда на вселенную «Призрака», ни новых идей для интерпретации его философии.

Картинка

https://www.facebook.com/GhostInTheShellMovie/

Скриншот фильма

Начнем с очевидного — с визуализации. Сама идея экранизации киберпанкового «Призрака» в 2017-м несла в себе врожденные дефекты, и речь совсем не об «обелении» японской главной героини, на которую Скарлетт Йоханссон похожа больше, чем любая этническая японка.

Картина была обречена стать вторичной по отношению к многочисленным последователям и подражателям аниме — от «Матрицы» до «Эквилибриума» и даже «Начала»

Дело в том, что картина была буквально обречена стать вторичной не только по отношению к аниме, но и по отношению к его многочисленным последователям и подражателям — от «Матрицы» до «Эквилибриума» и даже «Начала».

imgID104554222

Скриншот трейлера

Драка вокруг шеста, бег по стенам в слоу-мо, выхватывание автоматов из-под развевающегося плаща — практически все боевые сцены, созданные в аниме, за 22 года были доведены до совершенства уже в игровом кино и теперь заведомо не способны удивлять.

К тому же операторская и режиссерская работа здесь очевидно слабее, чем в мультфильме. Достаточно взглянуть на самые известные сцены.

Сцена 1: у окна

adfghatharth

Главная героиня Мира Киллиан, которую коллеги по оружию зовут просто Майором, сидит у окна. В аниме кадр сосредоточен на городе, с которым она находится в немом конфликте и который подчеркивает ее одиночество в этом мире. В фильме излишне детализирована обстановка комнаты, и ощущение конфликта пропадает.

Сцена 2: под водой

2

Подъем Миры с глубины и встреча со своим отражением. Аниме уделяет ему больше времени и прорисовывает этот эпизод более тщательно. В какой-то момент мы просто не понимаем, где героиня, а где ее копия, и созданный таким образом дуализм позволяет нам лучше понять внутренний мир персонажа, его метания между человеческой и кибернетической сущностью. В фильме эта визуальная метафора пролетает почти незаметно и не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки.

Сцена 3: битва с танком

FotorCreated

Битва с танком-пауком, как и дизайн последнего, значительно изменены, причем в худшую сторону. В аниме «паук» кажется почти живым организмом, опасным и жутким, готическое поле боя превращает каждый кадр в картину Босха, а разодранная в клочья колонна с венами из арматуры рифмуется с искалеченным телом Миры/Мотоко. В фильме героиня на улице сражается, по большому счету, с консервной банкой, без лишнего символизма и внутренних рифм. 

Также опущена сцена погони с расстрелом арбуза (видимо, чтобы не повторять «Матрицу»).

По-настоящему близко подойти к оригиналу новому «Призраку» удалось лишь в кульминационной сцене, когда героиня отрывает себе руку в попытке сломать танк, но к тому моменту на ее восприятие может повлиять обозначившийся общий идиотизм происходящего.

апдлто

В целом создается впечатление, что авторы киноверсии так и не поняли, что секрет успеха «Призрака» был не столько в фантастическом оформлении, сколько в точном соответствии картинки режиссерским идеям и атмосфере показанного мира. Каждый кадр исходного аниме можно не только вешать на стену в качестве отдельного произведения искусства, но и рассматривать как олицетворение стремлений и надежд персонажей, чего лента Сандерса во многом не могла добиться еще и из-за своей сценарной безликости (о ней мы поговорим ниже).

Однако и в фильме есть свои визуальные успехи. Роботизированные люди кажутся по-настоящему пугающими, а виды города с небоскребами и гигантскими голограммами действительно впечатляют и при всей их схожести с мирами целого ряда фантастических фильмов, от «Бегущего по лезвию» до «Звездных войн», выглядят на удивление свежо.

Сюжет и персонажи

ghostshell10

Скриншот аниме

Мультфильм Мамору Осии был однозначным шедевром именно благодаря своему взрослому подходу к жанру научной фантастики. Он пытался размышлять над вопросами, которые ставили перед собой Лем, Хайнлайн и Азимов: что делает человека человеком, может ли разумный и осознавший себя компьютер считаться живым существом, насколько опасно дальнейшее развитие технологий, как отличить реальность от вымысла, если хрупкий мозг в любой момент может нас обмануть.

Мысль о необъятном одиночестве, к которому может привести человека развитие технологий, аниме показывает куда изящнее, чем любая серия «Черного зеркала»

Мысль о необъятном одиночестве, к которому может привести человека развитие технологий, аниме показывает куда изящнее, чем любая серия «Черного зеркала», практически без слов — только за счет планов города.



Экранизация 2017 года лишь кратко и неуклюже обозначает некоторые из этих тем (в какой-то момент нам прямо в лоб заявляют, что технологии опасны, но не подтверждают это реальными примерами), а большую часть и вовсе выбрасывает, сводя проблему кибер-улучшений к тому, что люди стали выглядеть странновато, а проблему «навязанной памяти» к тому, что героине нужно узнать свое настоящее имя.

2c0b4299199f40a392e4523a75b3b8a3

Фото Централ Партнершип / Paramount

К тому же и в персонажах новый «Призрак» демонстрирует настоящее торжество голливудских шаблонов. Здесь есть персонифицированный злодей, ведущий себя как типичный главгад из боевиков 80-х — то есть сочетающий бессмысленную жестокость с самоубийственной глупостью. Есть персонаж Жюльетт Бинош — колеблющийся ученый, работающий на злую корпорацию, но в конце ценой своей жизни спасающий главную героиню. Персонаж, клишированный настолько, что создатели Южного Парка высмеяли его еще в 2004 году в серии о роботе Шикарн-о.

Искусственный интеллект, который начал осознавать себя, по всей видимости, показался авторам нового «Призрака» слишком сложным

Кукловод из оригинального фильма, искусственный интеллект, который начал осознавать себя, по всей видимости, показался авторам нового «Призрака» слишком сложным и его антигеройскую роль передали Хидео Кудзе из сериала. Последнего, впрочем, тоже максимально упростили, а его связь с Мирой/Мотоко сделали похожей на типичный эпизод мыльной оперы, где потерявшие память влюбленные встречаются после долгих лет разлуки и, пусть ненадолго, но вновь обретают друг друга.

Лед под ногами Майора: почему фильм «Призрак в доспехах» хуже аниме

Фото Централ Партнершип / Paramount

Сюжет даже не думает переходить на экзистенциальный уровень противостояния Майора и всего остального мира, а идет по проторенной дорожке «Идентификации Борна» и «Вспомнить все»: герой ищет прошлое — находит — расправляется с врагами.

Последние зачатки какой-либо идеи разрушает концовка в духе ранних супергеройских фильмов с чрезвычайно пафосным «Скажи ему: «Справедливость»

Последние зачатки какой-либо идеи разрушает концовка в духе ранних супергеройских фильмов с чрезвычайно пафосным «Скажи ему: «Справедливость» и сидением в позе гордого орла на крыше здания. В этот момент нельзя отделаться от ощущения, что смотришь повтор «Сорвиголовы» с Беном Аффлеком.

Актеры

Ghost-in-the-Shell

Скриншот трейлера

Актерская игра — одна из главных причин, по которой этот фильм все же стоит увидеть.

Скарлетт Йоханссон, уже привыкшая к ролям «не совсем людей» («Люси», «Побудь в моей шкуре»), добавляет героине присущие ей серьезность и в то же время невинность, Йохан Асбек удачно отражает медвежью крутость и преданность Бато (лучшим выбором здесь мог бы стать разве что молодой Дольф Лундгрен), Жюльетт Бинош делает все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в своего сценарного мертвого персонажа, а загримированный Майкл Питт впечатляет в образе киборга.

7Py3lLE

Но самым изящным кастинговым ходом создателей стало приглашение Такеши Китано. Его безэмоциональное лицо и фокусы с револьвером привносят в этот проходной по всем параметрам фильм дух если не «Затойчи», то уж точно «Королевской битвы», а это дорогого стоит.

Это интересно:

Тизер фильма «Тетрадь смерти» появился в сети >>

Трейлер новой экранизации романа «Оно» появился в сети >>

Вышел официальный промо-ролик седьмого сезона «Игры престолов» >>

Вышел новый трейлер «Планета обезьян: Война» >>

Depeche Mode выступит в Москве и Петербурге в июле >>