Меня зовут Хан: «Звездные войны» без Силы и джедаев

18.05.2018

На экраны в России выходит фильм «Хан Соло. Звездные войны. Истории», на удивление монотонно рассказывающий о молодости одного из самых интересных героев космической саги.

Меня зовут Хан: «Звездные войны» без Империи и джедаев

Здесь и далее фото с официального сайта фильма «Хан Соло. Звездные войны. Истории»

Спин-офф об одном из самых культовых персонажей «Звездных войн» казался рискованной, но оправданной идеей. С одной стороны, исполнитель этой роли в оригинальной трилогии Харрисон Форд обладает столь уникальной харизмой, что «омолаживать» его героев заменой актера до сих пор не решились ни в «Индиане Джонсе», ни в «Бегущем по лезвию». С другой, начиная антологию «Звездных войн», не упомянуть о похождениях «лучшего пилота в Галактике» до его встречи с повстанцами было бы преступлением.

Проект уже со старта преследовали неудачи. Из-за разногласий с продюсером Кетлин Кеннеди режиссерское кресло покинули изначальные постановщики — Крис Миллер и Фил Лорд, работавшие над серией фильмов «Лего». Ходили слухи, что их работу пришлось переделывать чуть ли не заново, а игра исполнителя главной роли Олдена Эренрайка была настолько плоха, что ему срочно вызвали преподавателя актерского мастерства.

Однако поводов для оптимизма тоже хватало. Над сценарием работали отец и сын Кэзданы, старший из которых, Лоуренс, вместе с Джорджем Лукасом писал сценарии к пятому, шестому и седьмому эпизодам «Звездных войн», а также к первому «Индиане Джонсу», и этот факт должен был бальзамом лечь на сердца фанатов.

Эренрайк, разумеется, не затмил Форда, но с задачей справился достойно

Постановкой же занялся звездный ветеран Рон Ховард, обладатель двух «Оскаров» за «Игры разума» и создатель таких хитов, как «Аполлон-13», «Нокдаун» и «Гонка». В пользу режиссера говорили и давние связи с Лукасом: Ховард играл в его фильме «Американские граффити», а также снимал по его сценарию фэнтезийную классику «Уиллоу», которой, что любопытно, вдохновлялся Питер Джексон при создании «Властелина колец». Поразительный круговорот больших художников в природе.

Парадоксально, но именно те аспекты, что выглядели слабыми до релиза картины, в итоге оказались ее небольшими, но плюсами. Эренрайк, разумеется, не затмил Форда, но с задачей справился достойно, да и перебои в тональности, которые случаются, когда новый режиссер режет чужой материал по живому, не бросаются в глаза.

В то же время предполагаемые достоинства «Соло» обернулись против него. Ховард и Кэзданы при поддержке студийных боссов создали совершенно безопасную, даже не пытающуюся быть оригинальной, фанато-ориентированную историю о нескольких попытках ограбления разной степени удачности.

Такой подход не может не удручать. Серию фильмов «Звездные войны. Истории» многие воспринимали скептически — как очередную хитрую схему «Диснея» по законному отъему денег у населения, но даже такие коммерческие проекты при некотором таланте можно поставить на службу большому искусству, что не так давно доказали все те же «Лего-фильмы».

Screenshot at мая 18 14-28-33

С помощью антологии, не привязанной к основной сюжетной линии саги, можно было сделать большой шаг вперед, доказав, что «Звездные войны» — наджанровое кино, способное обживаться в любых «традиционных» жанрах, не теряя своей увлекательности.

Первый блин вышел вполне удачным: «Изгой-один» имел множество недостатков, но показал, что «ЗВ» могут быть серьезной военной драмой. Со вторым все оказалось несколько сложнее. «Соло» теоретически мог бы стать отличным гангстерским боевиком, с интригами, двойной игрой и сложным миром, где нет хороших и плохих, а только плохие и ужасные. Он мог быть вестерном, с крутыми диалогами, серой моралью и одиночкой-ковбоем, переживающим становление и эволюцию взглядов. Идея с фильмом-ограблением была уже не столь многообещающей, но тоже имела право на жизнь, если добавить к ней немного присущей жанру изобретательности и более глубокую тематику, как в относительно недавней «Удаче Логана».

Практически у всех здесь есть секреты, а один из персонажей меняет сторону три раза за десять минут

Все эти жанры в той или иной степени присутствуют в фильме, однако создатели «Хана» каждый необходимый ингредиент заменяют суррогатом. Интриги здесь предельно прямолинейны, диалоги набиты экспозицией и техническими деталями, сложный мир выливается в серию почти не связанных между собой квестов, герой почти не развивается (он кокетничает, называя себя ужасным человеком, но за весь фильм, по большому счету, и мухи не обидел), ограбления кажутся чистой импровизацией без продуманного плана, перестрелки скучны и наивны, как в мультсериалах 80-х, а двойная игра толком не мотивирована и выстреливает твистами только в концовке, зато сразу пулеметной очередью — практически у всех находятся секреты, а один из персонажей меняет сторону буквально три раза за десять минут.

Хуже всего то, что сам Соло почти не двигает сюжет. Его изначальная цель — освобождение любимой Ки’Ры из рабства — достигается уже к концу первой трети фильма. То есть, формально она остается в рабстве, но по сути вполне свободна. Нет ни одной причины, чтобы не попытаться сбежать, однако Хан даже не заговаривает об этом. Да и вообще их диалоги наполнены чем угодно, от пространных рассуждений о неких прошлых злодействах Ки’Ры до намеков на сексуальную близость, но только не планами на будущее.

Screenshot_1

Из-за этой недосказанности совершенно неясно, какие цели преследует персонаж Эренрайка все оставшееся экранное время. Кажется, что он просто плывет по течению и действует по чужим указаниям, наталкиваясь то на одного, то на другого персонажа. В итоге Хан находит настоящую цель и принимает-таки важное решение, но это происходит настолько поздно, что истории уже некогда развиваться.

Фактически первый акт фильма, с представлением героя, окружающего мира и определением цели занимает добрых полтора часа, а второй отсутствует в принципе, что делает «Соло» структурно похожим на крайне неудачный «Отряд самоубийц», где главные персонажи лишь в самом конце решают, чего они действительно хотят.

Структурно «Соло» похож на крайне неудачный «Отряд самоубийц», где персонажи лишь в самом конце решают, чего хотят

«Соло», конечно, не столь катастрофичен. Он сделан добротно, с пониманием материала и в нем есть как минимум три момента, удачных безо всяких оговорок: короткая сцена боя имперской армии, словно перенесенная из «Спасти рядового Райана», ограбление поезда с непредсказуемым исходом и умный парафраз истории с Гридо из «Новой надежды». Последний, правда, как и шутку о парсеках, поймут только преданные фанаты.

Собственно, у последних в этом фильме настоящее раздолье для ностальгии: выигранный у Лэндо «Тысячелетний сокол», Чубакка на месте второго пилота, культовые фразы, спорные решения прошлого и даже одно сверхнеожиданное камео.

Но вот чисто кинематографические нюансы смазывают впечатление. Ховард, к примеру, часто нарушает известное правило «показывай, а не рассказывай», предпочитая доносить до зрителя словами и «отцовскую тему» Беккета и Соло, и комплекс вины героини Эмилии Кларк (приходится самостоятельно вспоминать сожженных драконами людей из «Игры престолов», чтобы представить, что же такого ужасного сделала Ки’Ра).

Ховард снял, пожалуй, самую потакающую фанатам картину франшизы. И, как ни обидно признавать, возможно, самую скучную

Далеко не все актеры раскрываются в полной мере: если Эренрайк выступил лучше ожиданий, то Харрельсон и Кларк кажутся бледными тенями своих предыдущих ролей. Правда, Пол Беттани, которого в «Мстителях» сделали живым макгаффином, здесь неожиданно показывает себя как чрезвычайно харизматичный злодей, и даже немного жаль, что ему не дали роли побольше — какой-нибудь генерал Хакс в его исполнении смотрелся бы совсем не так карикатурно, как у Донала Глисона.

О Дональде Гловере, незадолго до премьеры получившем новый всплеск популярности под именем Чайлдиш Гамбино, двух мнений и вовсе быть не может. Украсть фильм с концами ему не позволил только недостаток экранного времени.

Меня зовут Хан: «Звездные войны» без Империи и джедаев

Персонаж дроида L3, хоть и понравился многим западным критикам, выглядит пусть доброй, но все же довольно издевательской пародией на борцов за гражданские права, особенно за права женщин. Отдельное разочарование — Чубакка, которому поначалу даже дали пару моментов крутости, но в финале все равно использовали в основном в качестве вьючного животного.

И уж, конечно, от единственного (во всяком случае, пока) «сольника» о Хане, можно было ждать чуть больше сосредоточенности на жизни самого героя: некоторые важные этапы вроде детства и работы на Джаббу Хатта здесь не показаны совсем, а другие, как служба в имперской армии, упомянуты лишь мельком.

Удивительно, как порой складываются судьбы фильмов одной серии в руках разных режиссеров. «Дисней» отдал «Последних джедаев» большому фанату саги Райану Джонсону и получил абсолютно антифанатский фильм, экспериментирующий и разрушающий ожидания. Но стоило посадить в режиссерское кресло человека, далекого от космических опер, и он снял, пожалуй, самую потакающую фанатам картину франшизы. И, как ни обидно признавать, возможно, самую скучную.