«Человек на Луне»: нетипичная космическая драма. Клаустрофобам будет нелегко

Рассказываем, чем новый фильм от создателя «Ла-Ла Ленда» выгодно отличается от других космических драм и почему клаустрофобам придется на сеансе нелегко.
Американский режиссер Дэмиен Шазелл возвращается в Венецию с фильмом «Человек на Луне» в новом статусе. Если в 2016 году, представляя мюзикл «Ла-Ла Ленд», он был только многообещающим режиссером, то сейчас за его плечами «Оскар», а впереди одно из самых сложных испытаний — доказать свое мастерство после громкого успеха. И ему это удалось.
«Человек на Луне» основан на книге Джеймса Р. Ханса и рассказывает про одну из самых безумных идей в истории человечества, высадку человека на Луну, и главного героя тех событий — американского пилота и астронавта Нила Армстронга в исполнении Райана Гослинга.
Шазелл традиционен в плане структуры сюжета: мы следуем за жизнью Армстронга и продвижением миссии от запуска к запуску и от одной потери к другой. Но что делает этот фильм действительно необычным — это визуальный выбор режиссера.
В «Человеке на Луне» вы не увидите пугающую бесконечность космоса, голубую Землю в мечтательной дымке и бороздящие пространство белоснежные космические корабли. С самых первых кадров Шазелл помещает зрителя в удушливое пространство кабины пилота, а затем и космической капсулы, в которой все дребезжит, трясется и норовит в любой момент развалиться.
Мы увидим только то, что видят астронавты, и по полной прочувствуем то, что испытывают они.
Клаустрофобам здесь придется действительно нелегко
Режиссер дает себе волю лишь в самом конце, в сценах полета и высадки на Луну, и показывает чужеродную красоту неизведанного спутника, где безвоздушное пространство после тесных космических кораблей воспринимается как глоток свежего воздуха.
Это сознательное художественное самоограничение — то, что заставляет фильм работать. Маниакальное стремление режиссера к реализму делает историю Армстронга очень личной и заставляет по-настоящему ему сопереживать. Интересна и героиня британской актрисы Клер Фой, Джанет Армстронг, которая, к счастью, не исполняет незавидную роль задника для подвигов мужа, а является полноправным участником событий.
Шазелл никогда не забывает про нее и монтирует сцены опасных космических полетов с обыденной жизнью на Земле, отравленной тревожным ожиданием.
В картине нет ура-патриотизма, что выгодно отличает его от раздутых от пафоса космических драм
Фильм, наоборот, заполнен тревогой и сомнениями, а путь к прекрасной мечте проходит через бесконечную череду похорон, которая заставляет все чаще задаваться вопросом: «А стоит ли оно всего этого?». Об этом постоянно думают сами герои (за исключением самого Армстронга), к которым Шазелл не проявляет никакого милосердия.
Базз Олдрин, второй после Армстронга человек, которому довелось ступить на лунную поверхность, представляется довольно неприятным типом, сам Армстронг настолько закрывается в себе, что его возможно последний разговор с собственными детьми больше похож на пресс-брифинг, а НАСА настолько падает духом, что пребывает в полной уверенности, что отправляет своих астронавтов на смерть.
Эта гнетущая атмосфера, которая совсем не коррелирует с духоподъемной эпохой космических свершений заставляет задаваться вопросами о смысле всего происходящего. Но талант Шазелла, прежде всего, состоит в том, что он всегда знает, что делать и как это сделать правильно. Поэтому, увидев окончание фильма, ты перестаешь сомневаться и понимаешь, что «маленький шаг для человека» был длиною в жизнь.
- Автор: Тома Ходова