Палач в одиночестве. Почему «Олдбой» — самый необычный фильм о мести в истории

02.10.2017

Playboy рассказывает, что отличает культовый корейский фильм «Олдбой» от любых других сюжетов о мести, и разбирается в его многослойной структуре.

Драматический триллер Пак Чхан Ука, в 2004 году едва не получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, для многих критиков и зрителей стал примером идеального кино.

900x1285_kdo8t8 OLDBOY-poster

Оригинальная афиша фильма «Олдбой» 2003 года                                            Российский вариант афиши фильма «Олдбой» 2004 года

Напряженная детективная история с сюжетным поворотом, который не предсказал бы даже сам Шьямалан. Фантастический визуальный ряд, от драки в коридоре, снятой одним кадром, до живого осьминога, танцующего данс макабр во рту героя. Кровавая, на грани боди-хоррора, жестокость с выдиранием зубов молотком и отрезанием языков ножницами. Наконец, глубокая и продуманная философия, затрагивающая темы морального разложения и ценности человеческой жизни, личной свободы и давления общества, трагических совпадений и ответственности за свои действия, а главное — мести, одновременно очищающей и разрушающей душу.

giphy-downsized-large

Все эти факторы сплетались в такую невообразимую головоломку из супергеройского пафоса, шекспировской трагедии и акционистского натурализма, что составить ее заново, не растеряв половину элементов, оказалось не под силу даже Спайку Ли, чья попытка снять ремейк полностью провалилась, несмотря на выдающийся актерский состав.

Однако образ мести, ключевой во вселенной «Олдбоя», часто осмысляют лишь в рамках обычных представлений о фильмах такого рода, хотя существует как минимум четыре причины считать его произведением совсем другого порядка и глубины.

Поскольку наш рассказ будет почти целиком состоять из спойлеров, перед продолжением настоятельно советуем посмотреть фильм.

Причина 1. Месть без морали

56a6e29ecefd960a150004bf

Главный герой по имени О Дэ Су (Чхве Мин Сик). Здесь и далее фото с российского официального сайта фильма

Сюжеты о мести, от «Графа Монте-Кристо» до «Убить Билла» и от «Мюнхена» до «Законопослушного гражданина», как правило, можно разделить на два типа. В одном случае положительный персонаж, потеряв что-то важное (свободу, любимых людей или уверенность в себе) перерождается в ангела смерти, и его ярость благородная, вскипающая как волна, обрушивается на головы врагов, не трогая его самого.

«Олдбой» выходит из жанровой парадигмы самым бескомпромиссным образом

В другом обстоятельства похожи, но срабатывает пословица «собрался мстить — вырой две могилы», и герой на пути к своей цели теряет человечность, принципы, а иногда и жизнь. К этой категории относится, например, и «Сочувствие господину Месть» того же Пак Чхан Ука.

Бывает, правда, что сюжет больше сосредоточен на душевных терзаниях перед местью («Гамлет») или на мести очевидного злодея («Мыс страха»), но это уже совсем другие истории.

3394_16

Похититель главного героя — Ли У Чжин и его сестра Ли Су А

«Олдбой» выходит из жанровой парадигмы самым бескомпромиссным образом. Номинальному протагонисту О Дэ Су он не дает даже шанса завершить месть, поскольку герой никак не может навредить человеку, который и так лишился всего.

Номинального антагониста Ли У Чжина месть тоже никак не меняет, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Он смеется над унижающимся врагом, но это истерический смех сквозь боль, не приносящий ни радости, ни даже облегчения. Месть стала для У Чжина процессом, естественным, как дыхание, процессом вне морали, за пределами добра и зла. Неудивительно, что, удовлетворив ее, он добровольно отказывается и от жизни.

Причина 2. Субъект и объект мести меняются местами

1400x0

О Дэ Су в процессе своего 15-летнего заключения

Дэ Су надеялся понять, почему его посадили, хотя нужно было выяснять, зачем его выпустили

Подмену понятий в «Олдбое» заметить несложно. На протяжении всего фильма рекламщик, отбывший 15-летний срок в частной тюрьме, считает себя настоящим мстителем, с которым поступили несправедливо, даже не подозревая, что все это время мстит не он, а ему.

Ближе к концу У Чжин говорит об ошибке своей жертвы почти прямым текстом: «Нельзя дать правильный ответ на неправильно заданный вопрос». Дэ Су надеялся понять, почему его посадили, хотя нужно было выяснять, зачем его выпустили. Правда, вряд ли бы ответ понравился главному герою: выпустили потому, что искупление для него только начиналось.

giphy (2)

В кульминационной сцене в пентхаусе мы узнаем не только, что герой, вместе с которым мы прошли все испытания, на самом деле отчасти заслужил свое наказание, но и что злодей, придумавший умопомрачительный в своей изощренности план мести, долгие годы испытывал страдания, с которыми и близко не сравнятся кормление жареными пельменями или даже смерть жены.

Происходит полное переосмысление персонажей, совершенно нехарактерное для фильмов такой категории.

Причина 3. Высшая точка мести ускользает от зрителя

Oldboy_03

«Олдбой» удивляет не только визуальным рядом и философией, но и десятками мастерски составленных фраз, многие из которых стали почти афоризмами:

«Что ж, проверим на деле, чему я мысленно учился десять лет... Получилось», «Одно слово делает тебя беременной, другое делает тебя влюбленным», «Как ты думаешь, что чувствует девушка, которая одновременно вынашивает сына и племянника?»

Не месть, а именно одиночество — центральная тема картины

Однако вряд ли кто-то поспорит, что ключевая мысль всей картины заключена в строчке английской поэтессы Эллы Уилкокс «Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве».

Только если для самой Уилкокс, сторонницы философии позитивного мышления, более важной была первая часть, то Пак Чхан Ук, очевидно, основной упор делал на вторую. Если отвлечься от жанровых факторов, становится понятно, что не месть, а именно одиночество — центральная тема картины.

maxresdefault

Об одиночестве говорит и его переживает каждый из персонажей. Дэ Су был похоронен в реальной тюрьме с каменными стенами, У Чжин — в тюрьме собственной вины и боли, а главный женский персонаж Ми До одинока без каких-то глобальных причин, как каждый из нас. Ее странный сон о гигантском муравье в вагоне метро — один из самых сюрреалистичных и в то же время пронзительных образов фильма, в полной мере раскрывающий ее душевное состояние.

Очень сложно заметить высшую точку в мести У Чжина

Но куда интереснее тот факт, что одиночество в фильме — не просто чувство, но еще и орудие пытки, которым с дьявольским изяществом пользуется У Чжин. Орудие страшнее молотка, ножниц или пистолета. Орудие, которое последовательно лишает О Дэ Су свободы, жены, дочери, друга, любимой женщины, языка и, в конце концов, собственной личности.

Из-за столь необычного выбора инструмента очень сложно заметить высшую точку в мести У Чжина. В других фильмах о мести все, как правило, предельно ясно: кульминацией становится смерть/унижение злодея или, реже, самого героя. Но у «Олдбоя» особый путь. Самую жестокую месть У Чжин осуществляет не когда сообщает врагу, что тот спал с собственной дочкой, а когда соглашается не говорить об этом самой Ми До.

3394_24

Унижение и отчаяние, которое испытывает Дэ Су в финале, не идет ни в какое сравнение с тем фактом, что со своей тайной он остается один на один. Герой окончательно теряет все, отказавшись разделить это бремя с единственным близким ему человеком, и брошенная напоследок фраза У Чжина «Мы с сестрой все понимали, но любили друг друга. Сможете ли вы так же?» кажется приговором.

Причина 4. Настоящей целью была не месть

1475441920010

Ли У Чжин: «Мы с сестрой все понимали, но любили друг друга. Сможете ли вы так же?»

Этот пункт противоречит трем предыдущим лишь на первый взгляд. Дело в том, что фильм Пак Чхан Ука столь многослоен и так плотно наполнен смыслами, что сравнить его можно разве что с матрешкой, вставленной в слоеный пирог, плывущий на айсберге.

И если в верхних слоях тема мести действительно ключевая, то в самых глубинных правит уже упоминавшееся выше одиночество и противопоставление человеческой личности общественным законам.

Месть была задумана лишь для того, чтобы на свете появился хоть один человек, способный по-настоящему понять его боль

Трагедия У Чжина заключалась в его собственной слабости перед лицом безжалостного общества, за которую он не смог простить ни общество, ни себя. И, по большому счету, никакой особой ненависти к О Дэ Су, жалкому и глупому мальчику, ставшему катализатором общественного неприятия, он не испытывал, да и не мог.

38c77974272979ac5bcf40b81195f4d9

Вся месть У Чжина была задумана лишь для того, чтобы на свете появился хоть один человек, способный по-настоящему понять его боль. И убедившись, что страдания Дэ Су достаточно велики, чтобы сравниться с его собственными, Чжин обнимает врага как брата и даже на секунду готов проявить милосердие, убив его и себя одним выстрелом.

Но приступ сочувствия быстро проходит, и псевдо-злодей отправляется в вечность без сопровождающих. Оставляя Дэ Су в глубинах такого хтонического одиночества, выбраться из которого не поможет и гипноз.

Это интересно:

Проклятье мечты: «Удача Логана» как гимн настоящей Америке >>

Трещина в шаблоне. Почему «Сплит» — лучший твист Шьямалана >>

Сэмюэл Л. Джексон: каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть >>

Кристоф Вальц: я могу говорить о Тарантино часами >>

Гэри Олдмен: почему я должен следить за тем, что я говорю?

Джереми Реннер: думайте обо мне что хотите >>

Дэвид Финчер: люди думают, я откусываю головы щенкам >>