Playboy в кино: 10 голливудских хитов, сошедших со страниц легендарного журнала

24.10.2018

На страницах Playboy родились некоторые очень известные — хоть и не всегда с лучшей стороны — голливудские хиты.

playboy

Рассказываем, как это было: истории от «Бильярдиста» (The Hustler) до «Повелителя бури» (The Hurt Locker).

Пусть Голливуд и полнится экранизациями, сиквелами, приквелами и перезагрузками, но не нам жаловаться — ведь неоднократно к Playboy обращались как к первоисточнику.

Вот уже пять десятилетий на страницах американского журнала публикуют рассказы и статьи, которые дают начало фильмам самых разнообразных жанров: научная фантастика, спорт, хоррор и... жанр, который можно классифицировать как «там, где Чарли Шин ездит на мотоцикле».

Вот список наших самых любимых, как классических, так и менее известных, фильмов, которые начались с рассказа, опубликованного в Playboy.

1 «Бильярдист» (1961)

F_1807_PB0401_19570101_016_w1-(1)

Скан публикации в Playboy рассказа Уолтера С. Тревиса «Бильярдист»

Рассказ Уолтера С. Тревиса «Бильярдист» о завзятом игроке в бильярд, ввязавшемся в опасную игру, был напечатан в январском выпуске Playbill 1957 года.

Сопроводительные иллюстрации Ричарда Тайлера демонстрируют дерзость, с которой главный персонаж Сэм Уиллис пытается изменить свою жизнь, в то время как рассказ Тревиса опровергает безрассудное — а в этом случае еще и фатальное — убеждение, что, начав жизнь «с чистого листа», человек может полностью измениться или победить свои слабости.

В одноименном фильме 1961 года Сэм становится Быстрым Эдди Фелсоном и, несмотря на убийственные последствия, в конце он выживает.

rexfeatures_5884183w

Незабываемый Пол Ньюман в «Бильярдисте», фильме 1961 года, основанном на опубликованном в Playboy рассказе Уолтера С. Тревиса с таким же названием. Фото: Rex/Fotodom.ru

В главной роли был Пол Ньюман, чьи обреченность и раскаяние создали незабываемого персонажа, но спустя годы ему стало казаться, что именно из-за его игры Оскар обошел его стороной.

В 1983 году он признавался в интервью Playboy, что «работал слишком хорошо, показывал слишком много». Спустя четыре года он-таки получил «Оскара» — за роль Быстрого Эдди, но на этот раз в фильме 1986 года «Цвет денег», также снятом по роману Тревиса. Как говорит Быстрый Эдди, «сегодня один, завтра другой: шары — капризные ребята».

2 «Муха» (1958 и 1986)

F_1807_PB0406_19570601_016_w1-(1)

Первая страница оригинального рассказа, на которой были основаны обе экранизации «Мухи»

В научно-фантастическом рассказе «Муха» (выпуск — июнь 1957 года) британский автор французского происхождения Жорж Ланжелан знакомит читателей с ученым, который случайно смешивает свои гены с генами мухи обыкновенной и мутирует в гибрид человека и насекомого.

Тревога рассказчика в связи с новыми технологиями, правительственной секретностью и своим превращением, скорее всего, является отражением тревог самого автора: будучи шпионом во время второй мировой войны, Ланжелан перенес пластическую операцию, которая сделала его лицо менее узнаваемым.

361c3b7d440fb3515ca4bf4ebb5e865e

Кадры из фильма «Муха» (1958)

Экранизация 1958 года, основанная на рассказе из Playboy, сделала выбор в пользу сюжета, а не зрелищности. Более всего она известна писком «Помогите!», который издает запутавшийся человек-насекомое, когда видит приближающегося голодного паука.

Фильм не затронул более серьезные темы рассказа Ланжелана, где он оправдывает самые ужасные последствия научных исследований, говоря, что, значит, это судьба и так тому и быть.

screen6 Screenshot at окт. 24 21-24-30

Кадры из фильма «Муха» (1968)

А вот ремейк 1986 года, снятый режиссером Дэвидом Кроненбергом с Джеффом Голдблумом в главной роли, сумел отразить всю отвратительность, но в то же время и мягкость подхода Ланжелана.

Бесконечно омерзительная и незабываемо трезвая развязка эхом повторяет строку из Ланжелана: «Пусть последствия твоего опыта ужасны, но ты жив, ты человек, у тебя есть мозг... и душа!»

3 «Мистер Сардоникус» (1961)

Пока Рей Расселл, первый художественный редактор Playboy, заказывал солидные рассказы для журнала, он, оказывается, и сам пописывал что-то, включая рассказ-хоррор «Сардоникус», который Стивен Кинг назвал «лучшим примером современной готики из всех когда-либо написанных».

Остроумная история о враче, которого бывшая возлюбленная заманила лечить своего высокопоставленного мужа от жуткой ухмылки, не сходящей с его лица, «Сардоникус» (январь 1961 года), увлекла продюсера и режиссера Уильяма Касла, который впоследствии назвал «Мистера Сардоникуса» своей самой лучшей работой.

orig

Кадр из фильма «Мистер Сардоникус» (1961)

Считающийся королем малобюджетных приемов типа свисающих с театральных балок скелетов и шатающихся сидений в зале, Касл ответил на требование «Коламбии Пикчерз» сделать более счастливый конец «вопросом о наказании»: когда действие фильма приближалось к развязке, на экране появлялся сам Касл, якобы предлагая аудитории решить судьбу Сардоникуса.

Аудитория показывала карточки: палец вверх — жизнь, палец вниз — смерть. Подсчитав голоса, Касл с улыбкой объявлял: «Так, значит, никакой милости? Так тому и быть».

Большинство историков полагают, что Касл так и не снял хеппиэнд, уверенный, что зрители решат наказать злодея. Такое отношение, как и сама история, вызывает не только усмешку, но и холодок по спине.

4 «Рождественская история» (1983)

В рассказе Жана Шеферда «Красный Райдер сбивает с ног малыша Хэммонда» нет детских развлечений вроде «взять на слабо», а учительница Ральфи мисс Бодкин заставляет его лизать мыло не из-за его сквернословия, а из-за разбитого им окна.

Для поклонников главного фильма всех зимних праздников — «Рождественской истории» (A Christmas Story) — все это как-то неправильно. Но Шеферд понимал, что читатели полюбили эти глуповато умилительные зарисовки об американце со Среднего Запада именно из-за таких мелочей.

revisit-a-christmas-story-movie-from-1983-750x531

Кадры из фильма «Рождественская история» (1983)

Поэтому логично, что в «Рождественской истории» 1983 года, где Шеферд выступил соавтором адаптированной версии его рассказа из декабрьского номера Playboy 1965 года, некоторые детали были изменены. И в «Красном Райдере», и в «Рождественской истории» фигурирует конфликт с Санта-Клаусом из универмага.

Однако из «Рождественской истории» убрали фрагменты, где Шеферд жалуется на дефицит во времена Великой депрессии, когда магазины были забиты «от этажа до этажа сияющими, прекрасными и недостижимыми сокровищами».

Поклонникам фильма рассказ показался бы сегодня чем-то вроде непрерывной ностальгии. Проза Шеферда без усилий вызывает в памяти сцену за сценой из фильма. И сразу становится заметно, насколько умело соавтор и режиссер Боб Кларк адаптировал истории об утраченной невинности.

5 «Посылка» (2009)

MCDBOXX_EC005

Джеймс Марсден и Камерон Диаз в «Посылке» (2009), экранизации рассказа Ричарда Мэтисона «Кнопка, кнопка» 1970 года. Кадр из фильма

Гений саспенса и качественного хоррора Ричард Мэтисон часто посмеивался над самой концепцией цивилизации и тем, как легко она дает трещины, явно показывающие пропасть между представлением человека о своей силе и его явной хрупкостью перед лицом трудностей.

Из 9 рассказов, которые Мэтисон написал для Playboy, два были экранизированы.

В рассказе «Кнопка, кнопка» (июнь 1970 года) речь идет о семейной паре, которой предлагают всего лишь нажать кнопку и получить за это $50 000. Подвох в том, что при нажатии умирает незнакомый им человек.

F_1807_PB1706_19700601_147_w1-(1)

Скан публикации в Playboy рассказа «Кнопка, кнопка» Ричарда Мэтисона 1970 года

Излагая мысль параграфами в одно предложение, ненавязчиво предвещающими развязку в стиле «бездна бездну призывает», Мэтисон разрушает то, что мы считаем само собой разумеющимся. К сожалению, Ричард Келли, режиссер экранизации 2009 года («Посылка»), чрезмерно усложнил фабулу, добавив НАСА, инопланетян и червоточины, ради эффекта, который потерял остроту и ощущается как что-то вторичное.

6 «Дуэль» (1971)

20070101_gaf_u54_7662

Деннис Уивер в напряженной «Дуэли» Стивена Спилберга, основанной на напечатанной в Playboy новелле Мэтисона. Кадр из фильма

Зато можно смело сказать, что без Playboy Стивен Спилберг не стал бы тем, кем его знает весь мир. Опубликованный в апреле 1971 года рассказ Мэтисона «Дуэль» был «одним из нечастых случаев, когда я читал Playboy, не обращая внимания на фотографии», признавался Спилберг в интервью.

Для своего одноименного режиссерского дебюта Спилберг наполовину урезал и так сильно сокращенный сценарий Мэтисона о самом обычном человеке, которого на дороге преследует дальнобойщик-убийца, и снял 74-минутное зрелище, которое проложило ему путь к «Челюстям» и титулу короля кинофантастики.

F_1807_PB1804_19710401_114_w1-(1)

Однако в своем экономном подходе к материалу Спилберг сумел сохранить идею Мэтисона о том, что грань между энтропией и повседневностью легко пересекается.

7 «Самый приятный бордель в Техасе» (1982)

bestlittlewhorehouse6

Кадр из фильма «Самый приятный бордель в Техасе» (1982)

«Поющий Берт Рейнольдс» и «байкер Чарли Шин» — это очень странные описания для фильмов о копах, ставящих под сомнение свою профессиональную этику, хотя следующие две экранизации и так максимально далеко отошли от оригинальных историй из Playboy.

Рассказ Ларри Л. Кинга «Самый приятный бордель в Техасе» попал на экран обходными путями. После публикации в апрельском номере Playboy в 1974 году Кинг переделал его в мюзикл, который стал бродвейским хитом и привел к тому, что Universal Pictures купили права на фильм. В экранизации 1982 года появились приторные напевы и исчезла ярость оригинала. Такие изменения Кингу не понравились.

dolly-and-burt

Кадр из фильма «Самый приятный бордель в Техасе» (1982)

Ему казалось, что Рейнольдс не подходит на роль шерифа Эда Эрла Додда, и всего за несколько недель до премьеры он на страницах Playboy упрекал «дядюшку Берта» в том, что тот превратил фильм в комедию «Полицейский и бандит идут в публичный дом».

8 «По ту сторону закона» (1994)

Еще более поверхностным оказался фильм «По ту сторону закона» (1994), основанный на профессиональном досье полицейского, внедренного в банду байкеров «Ангелы Ада», о котором Лоуренс Линдерман написал рассказ для июльского Playboy 1981 года.

p16527_v_v8_aa

Настоящий Дэн Блэк потерял семью, пристрастился к спидам и отсидел за вооруженное ограбление, как об этом и пишет Линдерман. Суррогатная копия Чарли Шина, Дэн Саксон, страдает от кошмаров, хвастается нарощенными волосами и не может предотвратить убийство.

При создании фильма Блэк выступил консультантом; высока вероятность, что для его реабилитации было недостаточно просто снять рубашку и удалиться в пустыню, как делает Шин в финале.

9 «В долине Эла» (2007)

Эмоциональную тяжесть Иракской войны поэтично описывает Марк Боал, показывая, как мачизм становится одержимостью.

В статье «Смерть и бесчестие», которую Боал написал для майского Playboy в 2004 году, речь идет о последствиях жестокой смерти ветерана Иракской войны Ричарда Дэвиса.

Видя нежелание военных чинов расследовать исчезновение Дэвиса, его отец, отставной старший сержант, вынужден начать собственное расследование и найти виновных. Вместе с режиссером Полом Хаггисом Боал работал над сценарием к экранизации 2007 года «В долине Эла».

Screenshot at окт. 24 21-53-12

Кадр из фильма «В долине Эла» (2007)

По сравнению со статьей фильм уделяет мало внимания разочарованию из-за манипуляций с правдой и больше делает акцент на том, что военнослужащие живут по принципу компромиссов «ты мне — я тебе».

Тем не менее фильм и оскароносная роль Томми Ли Джонса смогли передать ту скорость, с которой ложь уничтожает человеческое достоинство.

10 «Повелитель бури» (2009)

MCDHULO_EC058

Оскароносный «Повелитель бури», вдохновленный статьей Марка Боала 2005 года «Человек в костюме сапера»

А вот над «Повелителем бури» (The Hurt Locker) 2009 года Боал уже работал один.

Источником информации для фильма послужила его статья «Человек в костюме сапера» (The Man in the Bomb Suit) из сентябрьского номера 2005 года и практически месячное пребывание в Ираке вместе с артиллерийско-технической ротой, в которой работают саперы, чьи шансы погибнуть в ходе операции в 5 раз выше, чем у других.

2OHY

Статья Боала показывает, что у саперов развивается адреналиновая аддикция к «нездоровым острым ощущениям». Его сценарий был награжден «Оскаром».

Идут титры

Эти фильмы объединяет не только то, что они сошли со страниц Playboy, но также и то, что они ступили на темную территорию американской морали и ценностей.

Они изучают устройство и развитие моральных ценностей, а также как их используют и уничтожают. Как беспристрастно изрекает злодей в «Посылке», «всегда есть последствия».