«Последний портрет»: изящный байопик о Джакометти

12.01.2018

Playboy рассказывает об одном из самых интимных фильмов о бесконечном поиске идеала.

fp2

Фото с официального сайта Transmission Films

Камерный фильм-набросок Стэнли Туччи рассказывает об одном из эпизодов в жизни швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти, которого сыграл удивительно на него похожий Джеффри Раш.

Американский критик Джеймс Лорд в исполнении Арми Хаммера знакомится с Джакометти на одной из выставок в Париже. Тот предлагает ему написать его портрет и заверяет, что это займет всего пару дней. Лорд соглашается, но после нескольких визитов в студию художника понимает, что процесс затянется надолго.

fp4

Фильм буквально подходит к своему жанру и представляет нам именно жизнеописание Джакометти, то есть его обычную жизнь, как она есть. В «Последнем портрете» много действия, но практически ничего не происходит. Режиссер не жалеет зрителя, так же, как и художник своих муз, и погружает нас в ежедневную рутину мастера — он ест неизменные вареные яйца с ветчиной в одном и том же кафе, гуляет по кладбищу, сидит в ресторане с любимой проституткой, корпит над холстом.

Даже признанный всеми гений может ненавидеть себя, сомневаться в своем таланте и прятать миллионы за трубой в мастерской

Но все-таки перед нами предстает персонаж исключительный, поэтому наблюдать за ежедневными передвижениями взлохмаченного Джакометти по меньшей мере любопытно. Не менее интересно преображение Хаммера, который из секс-символа в «Зови меня своим именем» превращается в грузного неандертальца в безупречном синем костюме.

fp1

Художника изображают непритязательным эксцентриком, всегда недовольным собой и в постоянном страхе перед неудачей. Весьма освежает мысль, что даже признанный всеми гений может ненавидеть себя, сомневаться в своем таланте и прятать миллионы за трубой в мастерской. При том это недовольство собой приобретает такие масштабы, что Лорд наконец понимает, что его портрет не будет закончен никогда, так как идеал недостижим.

Фильм, выполненный в блеклых серо-желто-синих цветах, сам становится похож на реплику картин Джакометти

Жанр байопика в целом довольно рискованный, так как чаще всего скатывается в банальное описание того, как герой, преодолевая немыслимые преграды, приходит к успеху. Задача становится еще тяжелее, когда при этом приходится изображать творческие искания людей искусства, которые обычно ограничиваются или зачаровыванием пишущей машинки и смятыми листами или сосредоточенным пыхтением (как, например, в недавнем «Родене» Жака Дуайона).

fp6

Туччи удается изящно избежать этих клише, хотя без сопения у холста тоже не обходится, но именно в этих сценах и сосредотачиваются и напряжение, и юмор, и трагедия мастера. Зритель заражается нетерпением замученного критика, потратившего целое состояние на замену авиабилетов и с помощью уловок пытающегося заставить художника закончить злополучный портрет.

Фильм, выполненный в блеклых серо-желто-синих цветах, сам становится похож на реплику картин Джакометти, самим своим существованием доказывая, что иногда процесс гораздо важнее результата.

Это интересно:

Лучшие фильмы 2010-х по версии критиков Rotten Tomatoes >>

«Битва полов»: фильм о равенстве на теннисном корте и вне его >>

На пределе Силы: тьма и свет «Последних джедаев» >>

Трейлер «Красного воробья» с Лоуренс в роли русской шпионки появился в сети >>