Триумфатор Венеции «Рома»: чего ждать от самого красивого фильма года

13.09.2018

Черно-белый фильм «Рома» мексиканского Альфонсо Куарона получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля.

Playboy рассказывает, почему эта победа важна не только для самого режиссера, но и для всей киноиндустрии, и что стоит ждать от одного из самых красивых фильмов года.

MV5BNGEyMTgxZDYtOGUyZC00NDk5LWEwYjUtODcxYmZjNjFmZTFkXkEyXkFqcGdeQXVyMTA2ODMzMDU@._V1_SY1000_CR0,0,1502,1000_AL_

Здесь и далее кадры из фильма

Главный приз Венецианского кинофестиваля взяла черно-белая драма «Рома» мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, автора фильмов «Гравитации» и «Дитя человеческое». Это решение жюри во главе с режиссером Гильермо Дель Торо любопытно по нескольким причинам.

Во-первых, фильм выпускает стриминговый гигант Netflix, у которого на протяжении нескольких лет сложились не самые простые отношения с кинофестивалями, так как не все согласны принять тот факт, что такие картины будут выпущены только онлайн, минуя кинотеатральный прокат.

Выбрав фильм Netflix в качестве победителя, смотр признает стриминговые платформы в качестве полноправных участников кинопроцесса, в отличие от Каннского фестиваля, который с Netflix окончательно рассорился и именно поэтому не пустил «Рому» к себе в конкурс.

Победа Куарона утверждает в Венеции мексиканскую киномафию

Во-вторых, победа Куарона утверждает в Венеции мексиканскую киномафию, так как в прошлом году Золотого льва получил мексиканец Дель Торо с «Формой воды», а в этом — присудил своему соотечественнику главный приз. Не облегчает ситуацию и тот факт, что два мексиканца давние друзья, и Дель Торо не раз пришлось открещиваться от подозрений в кумовстве.

MV5BZjkwNjQ4ZmEtNDYwMS00MGZmLThlOTktYWZlZGNiOGM2ODE0XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SY1000_SX1500_AL_

Тем не менее, «Рома» выиграл заслуженно. Эта невероятно красивая и чувственная драма стала самым незабываемым фильмом фестиваля и оставалась фаворитом критиков до самого конца.

Практически после двадцати лет работы в Голливуде Куарон возвращается в родное Мехико времен ранних семидесятых в район Рома (поэтому это именно «Рома», а никакой не «Рим»). Это очень личный фильм режиссера, так как большую его часть составляют воспоминания Куарона. Он переосмысляет их с точки зрения женщин, которые окружали его в то время.

MV5BNjMyNzZmOWUtMjRkMS00MmJkLWJhOTUtNTVlN2M1MTU0NGI1XkEyXkFqcGdeQXVyMzI4NTIxMjE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,804_AL_

Молодая аборигенка Клео работает служанкой и няней в доме зажиточной семьи. Мы наблюдаем за умеренным течением ее дней, занятых стиркой, уборкой и заботами о детях, и одновременно за тем, как она сама становится невольным свидетелем жизни своих хозяев.

Куарон не сильно заботится о поворотах сюжета, фильм показывает нам часть мира женщин, которую они вынуждены будут отстраивать заново, после того как в него разрушительной волной вторгаются мужчины.

В «Роме» режиссер отказывается от помощи своего друга Эммануэля Любецки и впервые сам выступает в качестве оператора. Нет ничего субъективнее, чем память, поэтому Куарон выбирает необычный ракурс: камера плавно движется из стороны в сторону, не сосредотачивая внимания ни на одном из героев и предоставляя нам самим сделать выбор, на чем остановить взор.

Фильм показывает нам часть мира женщин, которую они вынуждены будут отстраивать заново

Конечно же, не обходится и без фирменных куароновских длинных панорамных сцен. При этом он сознательно отказывается от старомодных черно-белых кадров с удлиненными тенями и снимает на цифру, чтобы лишить картину ностальгического характера.

MV5BYWQwMTlkZWItNjNhZS00ZmE4LWI3Y2QtZmY0YTE0NjllMDY0XkEyXkFqcGdeQXVyMzI4NTIxMjE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,804_AL_

Следуя за героями по комнатам просторного мексиканского дома, по шумным улицам Мехико, неожиданно заполняемых демонстрантами, грязным тропам потрепанных деревушек, можно понять, из чего родились все фильмы Куарона и в чем он находил вдохновение.

«Рома» полностью поглощает тебя и заставляет забыть о собственном «я», и поэтому, несмотря на победу Netflix, сложно представить, как этот невероятный по силе фильм смогут уместить экраны телевизоров.

MV5BZmNkZjc5MTgtMjU5Yi00ZjBkLTk1YjktOTM1YWViZjMwMDUzXkEyXkFqcGdeQXVyMzI4NTIxMjE@._V1_SX1777_CR0,0,1777,807_AL_