Триумфатор Венеции «Рома»: чего ждать от самого красивого фильма года

Черно-белый фильм «Рома» мексиканского Альфонсо Куарона получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля.
Playboy рассказывает, почему эта победа важна не только для самого режиссера, но и для всей киноиндустрии, и что стоит ждать от одного из самых красивых фильмов года.
Главный приз Венецианского кинофестиваля взяла черно-белая драма «Рома» мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, автора фильмов «Гравитации» и «Дитя человеческое». Это решение жюри во главе с режиссером Гильермо Дель Торо любопытно по нескольким причинам.
Во-первых, фильм выпускает стриминговый гигант Netflix, у которого на протяжении нескольких лет сложились не самые простые отношения с кинофестивалями, так как не все согласны принять тот факт, что такие картины будут выпущены только онлайн, минуя кинотеатральный прокат.
Выбрав фильм Netflix в качестве победителя, смотр признает стриминговые платформы в качестве полноправных участников кинопроцесса, в отличие от Каннского фестиваля, который с Netflix окончательно рассорился и именно поэтому не пустил «Рому» к себе в конкурс.
Победа Куарона утверждает в Венеции мексиканскую киномафию
Во-вторых, победа Куарона утверждает в Венеции мексиканскую киномафию, так как в прошлом году Золотого льва получил мексиканец Дель Торо с «Формой воды», а в этом — присудил своему соотечественнику главный приз. Не облегчает ситуацию и тот факт, что два мексиканца давние друзья, и Дель Торо не раз пришлось открещиваться от подозрений в кумовстве.
Тем не менее, «Рома» выиграл заслуженно. Эта невероятно красивая и чувственная драма стала самым незабываемым фильмом фестиваля и оставалась фаворитом критиков до самого конца.
Практически после двадцати лет работы в Голливуде Куарон возвращается в родное Мехико времен ранних семидесятых в район Рома (поэтому это именно «Рома», а никакой не «Рим»). Это очень личный фильм режиссера, так как большую его часть составляют воспоминания Куарона. Он переосмысляет их с точки зрения женщин, которые окружали его в то время.
Молодая аборигенка Клео работает служанкой и няней в доме зажиточной семьи. Мы наблюдаем за умеренным течением ее дней, занятых стиркой, уборкой и заботами о детях, и одновременно за тем, как она сама становится невольным свидетелем жизни своих хозяев.
Куарон не сильно заботится о поворотах сюжета, фильм показывает нам часть мира женщин, которую они вынуждены будут отстраивать заново, после того как в него разрушительной волной вторгаются мужчины.
В «Роме» режиссер отказывается от помощи своего друга Эммануэля Любецки и впервые сам выступает в качестве оператора. Нет ничего субъективнее, чем память, поэтому Куарон выбирает необычный ракурс: камера плавно движется из стороны в сторону, не сосредотачивая внимания ни на одном из героев и предоставляя нам самим сделать выбор, на чем остановить взор.
Фильм показывает нам часть мира женщин, которую они вынуждены будут отстраивать заново
Конечно же, не обходится и без фирменных куароновских длинных панорамных сцен. При этом он сознательно отказывается от старомодных черно-белых кадров с удлиненными тенями и снимает на цифру, чтобы лишить картину ностальгического характера.
Следуя за героями по комнатам просторного мексиканского дома, по шумным улицам Мехико, неожиданно заполняемых демонстрантами, грязным тропам потрепанных деревушек, можно понять, из чего родились все фильмы Куарона и в чем он находил вдохновение.
«Рома» полностью поглощает тебя и заставляет забыть о собственном «я», и поэтому, несмотря на победу Netflix, сложно представить, как этот невероятный по силе фильм смогут уместить экраны телевизоров.
- Автор: Тома Ходова