Упавший с Луны: как Шазелл превзошел «Ла-Ла Ленд»

14.10.2018

Хотите верьте, хотите нет, но Дэмьен Шазелл, автор «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда», свой лучший фильм снял в 2018 году. И это «Человек на Луне».

MV5BNTcwNDg1NDQzMF5BMl5BanBnXkFtZTgwOTY1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_

Здесь и далее кадры из фильма «Человек на Луне»

Кино о двухчасовом освоении лунной целины сразу вызвало раскол в американском обществе, которое теперь, правда, раскалывается при каждом удобном случае. Записных патриотов возмутило отсутствие культовой сцены с установкой флага.

К ним присоединились сенатор Марко Рубио, «второй человек на Луне» Базз Олдрин и даже сам Дональд Трамп, по-детски заявивший, что теперь не будет смотреть фильм из принципа.

Он пытался увидеть человека за обложкой мифа

Однако семья Армстронга встала на сторону режиссера, доходчиво объяснив его мотивы — он пытался увидеть человека за обложкой мифа. И эта фраза характеризует фильм лучше любой рецензии.

MV5BMTkwMjgzMDQ2OF5BMl5BanBnXkFtZTgwNTc1ODA1NjM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_

«Человек на Луне» — не обычное космическое приключение. Не псевдоинтеллектуальный «Интерстеллар», эстетичная до самовлюбленности «Гравитация» или поверхностные «Гагарин» и «Салют 7».

Тяжелая драма о переживании потери и самом грандиозном эскапизме в истории человечества

Строго говоря, вся космическая тематика здесь — лишь ширма, за которой скрывается тяжелая драма о переживании потери и самом грандиозном эскапизме в истории человечества.

Уже в начале фильма Нил Армстронг предстает человеком немного не от мира сего — погруженным в себя математиком, в уме проводящим сложнейшие расчеты и ведущим подробный журнал болезни собственной дочери. Но его хладнокровие — показное.

На самом деле он весь состоит из любви и надежды, и когда научный подход оказывается слабее рака, какая-то часть его личности отрывается безвозвратно.

MV5BMjAzMTA2NjcxN15BMl5BanBnXkFtZTgwNjU1ODA1NjM@._V1_SX1777_CR0,0,1777,731_AL_

За смертью девочки следует гибель друзей, а потом и еще одна. И каждая новая трагедия делает Армстронга все меньше похожим на людей и все больше — на Доктора Манхэттена из «Хранителей», сбежавшего от суеты на Марс.

Ближе к финалу исполняющий главную роль Гослинг как будто снова играет андроида в «Бегущем по лезвию»: он не проявляет эмоций, разговаривает с детьми так же сухо, как с журналистами, и готов равнодушно подсчитывать свои шансы на выживание.

Когда он все же добирается до Луны, то безжизненная пустыня лунной поверхности кажется метафорой внутреннего мира героя

Наверное, неслучайно едва ли не единственным «космическим» моментом, показанным не с точки зрения астронавта, в фильме Шазелла оказывается отрыв ракетных ступеней. Одна за другой отделяются части ракеты, одна за другой пропадают человеческие черты Нила Армстронга.

А когда он все же добирается до Луны, то безжизненная пустыня лунной поверхности кажется метафорой внутреннего мира героя.

MV5BMTY2NjQ3ODEyM15BMl5BanBnXkFtZTgwMTg1ODA1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1635,1000_AL_

Однако этот мир еще можно спасти. Боль переполняла Армстронга, но на Луну он летел не чтобы убежать от нее, а чтобы остаться с ней наедине — в сотнях тысяч километров от всего, что он знал и любил. Путешествие становится для него своеобразной психотерапией.

Вполне очевидно, что патриотическая бравада с установкой флага была бы здесь так же неуместна, как бесчувственный прагматизм киношного Базза Олдрина при упоминании смерти товарищей.

Армстронг был на Луне задолго до легендарного полета, и именно этот полет помог ему постепенно вернуться на Землю

Можно шутить, что история идет по спирали. Что два года назад «Лунный свет» вырвал у Шазелла главного «Оскара» буквально из рук, и режиссер решил сделать свой «Лунный свет», только с Райаном Гослингом, модной космической темой и национальным американским героем, чтобы уж точно не прогадать.

MV5BMTYwNzQ5OTM4NV5BMl5BanBnXkFtZTgwNTg1ODA1NjM@._V1_SY1000_CR0,0,1637,1000_AL_

Но если вспоминать важные картины 2016 года, у «Человека на Луне» будет больше сходств не с «Лунным светом», а с «Манчестером у моря». Такой же глубокой историей о жизни после потери, но в другом антураже.

Вот только Шазелл умудрился снять даже более сложную картину: боль от трагедии он дополнил еще и маниакальной одержимостью любимым делом, продолжая идеи своих предыдущих фильмов и наследуя Аронофски с его «Рестлером» и «Черным лебедем».

Фильм оставляет опустошающее впечатление, но дает надежду на воскрешение главного героя. Как бы парадоксально это ни звучало, Армстронг был на Луне задолго до легендарного полета, и именно этот полет помог ему постепенно вернуться на Землю.