«В чем сила, брат?»: 32 лучших русских фильма XXI века

14.09.2018

Представляем 32 лучших русских фильма с 2000 по 2018 годы, которые стоит посмотреть.

281782079

Здесь и далее кадры из фильмов

Российское кино принято ругать, и по делу. И в техническом, и в исполнительском мастерстве оно все еще не способно конкурировать не только с интернациональной голливудской машиной, но и со многими региональными киноиндустриями. 

Однако это касается в основном коммерческого кинематографа (хотя и тут ситуация в последние годы заметно выправилась), а в авторском призы России на важных фестивалях — в Каннах, Берлине, Венеции — давно стали привычным делом. 

Да и многие фильмы, обделенные вниманием иностранцев, получают статус культовых уже внутри страны. Представляем 32 российские картины 2000-х и 2010-х, за которые не стыдно.

32. «Остров» (2006, Павел Лунгин)

Фильм-бенефис Петра Мамонова о праведном старце, когда-то убившем своего сослуживца, чтобы спасти себя, несмотря на мощнейшую религиозную составляющую, можно (и, наверное, даже нужно) воспринимать через универсальные этические категории: вины, раскаяния и искупления. Последнее, как показывает фильм, бывает вполне достижимо и без вмешательства высших сил.

Цитата: «Вроде за мои грехи удавить меня мало, а меня тут чуть не святым сделали. А какой я святой? Мира нет в душе».

Остров

31. «Ученик» (2016, Кирилл Серебренников)

Пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик» об опасности религиозного фундаментализма идеально легла на российские реалии. «Дочитавшийся до Христа» старшеклассник объявил Крестовый поход против всего мирского, и остановить его оказалось не под силу ни застрявшим в прошлом веке учителям, ни школьному попу, едва ли когда открывавшему Библию, ни даже сравнительно просвещенной биологичке.

Цитата: «— Церковь нуждается в таких людях, как ты. — Вы совершенно не знаете, что я за человек».

Ученик

30. «Бумажный солдат» (2008, Алексей Герман-младший)

Один из нескольких лауреатов Венецианского фестиваля в нашем списке — картина о маленькой человеческой трагедии врача на фоне подготовки полета Гагарина в космос, любовном треугольнике и тяжелом выборе между профессиональным долгом и искренними стремлениями.

Цитата: «Давайте предпримем что-нибудь выдающееся... например, выпьем водки!»

«В чем сила, брат?»: 32 лучших русских фильма «нулевых»

29. «Эйфория» (2006, Иван Вырыпаев)

По большому счету, этот фильм — одна большая и неразрывная метафора любви, пожирающей людей как изнутри, так и снаружи. Однако показана она так завораживающе красиво, через сияние неба, беззвучное движение реки и беззаботное одиночество белых дорог, что не хочется пропустить ни кадра.

Цитата: «— Я сам не понимаю, что происходит. Ты не знаешь? — Нет».

Эйфория

28. «Фауст» (2011, Александр Сокуров)

Заключительная часть тетралогии Сокурова о природе власти (также в нее входят «Молох», «Телец» и «Солнце») неожиданно обращается не к реальной исторической личности, как три другие картины (соответственно к Гитлеру, Ленину и Хирохито), а к персонажам Гете, переосмысливая их в предельно пессимистическом ключе. Мефистофель здесь — жалкий ростовщик, которому даже деньги достаются с трудом, Вагнер — завистливый лицемер, а сам Фауст — безумец и убийца, движимый не любопытством к тайнам мироздания, а банальной похотью.

Цитата: «У меня нет для тебя денег. И смысла жизни тоже нет».

Фауст

27. «Жить» (2012, Василий Сигарев)

Наглядная демонстрация жизни российской глубинки со всем ее ужасами и неурядицами, показанная в трех историях переживающих потерю людей, каждый из которых выбирает свое оружие в борьбе с болью.

Цитата: «Я и раньше частенько видела похороны из окна. Только мне тогда было все по барабану. Интересно было только, кто умер и от чего. А ведь у кого-то пропал смысл жизни... У кого-то весь мир рухнул».

Жить

26. «Все умрут, а я останусь» (2008, Валерия Гай Германика)

Удивительно, но игровой дебют Валерии Гай Германики получил статус едва ли не самого чернушного российского фильма, несмотря на отсутствие в нем насильственных смертей, жестоких увечий или чего-либо в этом роде. Однако маленькие трагедии школьниц-подростков в современной России были показаны так ярко, правдиво и психологично, что не оставили равнодушным даже Каннское жюри.

Цитата: «Парней друг у друга не отбивать, друг друга не предавать, любить друг друга и быть верными подругами».

Все умрут а я останусь

25. «Трудно быть богом» (2013, Алексей Герман)

Упоительно мрачное переосмысление повести Стругацких, в котором за океанами грязи, алкоголя и беспросветности становится невозможно отличить жестокие реакционные силы от разумных просветительских. Не каждый выдержит это трехчасовое путешествие по нижним кругам ада, но те, кто дойдет до конца, вернутся из него обновленными.

Цитата: «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные».

Трудно быть богом

24. «Пыль» (2005, Сергей Лобан)

Алексей, обрюзгший и слегка заторможенный работник госпредприятия, не способный ни действовать, ни даже чего-либо хотеть, участвует в тайном эксперименте, во время которого на несколько минут чувствует себя мускулистым красавцем, и теперь готов на все, лишь бы вернуть это ощущение.

Сюрреалистический проект, открывший миру режиссера Сергея Лобана, забирается в такие глубины человеческой психологии, в каких выжить могут только Фрейд да Петр Мамонов. Причем никакого «Сверх-Я» в этой истории не проглядывается, одно сплошное беспросветное «Оно».

Цитата: «Ты ведь ничто. Сор, пылинка. Пылинка вселенной. Что такое желание пылинки? Какая-нибудь тупость».

Пыль

23. «Левиафан» (2014, Андрей Звягинцев)

Российская вариация истории библейского Иова, отчасти вдохновленная известным бульдозерным бунтом Марвина Химейера, была на ура принята зарубежными критиками и получила «Золотой глобус», но вызвала ожесточенные дебаты на родине.

И хотя фильм действительно можно ругать за некую карикатурность образов, очевидную назидательность и не совсем корректное изображение российских реалий (хотя от художественного фильма странно ждать документализма), его почетное место в мировом киноискусстве, и не только в контексте современной России, сложно отрицать.

Цитата: «Если бы я свечки ставил и поклоны бил, у меня бы все по-другому было? Может сейчас начать, пока не поздно? Может жена моя воскреснет? Дом мне вернут? Или поздно уже?»

Левиафан

22. «Географ глобус пропил» (2013, Александр Велединский)

«Красота по-американски» в реалиях Пермского края. История клинического неудачника Виктора, школьного географа, неглупого и тонкого, но совершенно не способного влиться в реальную жизнь.

Дети его не уважают, жена не любит, единственный друг с легкостью предает, но он не обижается на судьбу и даже с влюбленной школьницей ведет себя как современный святой, куда там Джуду Лоу.

Цитата: «Любовь — она всегда по-настоящему. По крайней мере, так кажется. А потом проходит, как ушиб: раз — и нету».

Географ глобус пропил

21. «Кроткая» (2017, Сергей Лозница)

Экранизация одной из самых необычных повестей Достоевского долгое время притворяется реалистическим фильмом, но к середине превращается в мрачную сказку, дикое сочетание Некрасова и Кафки, а затем и вовсе впадает в сюрреализм, позволяя главной героине пройти по дорожке в ад до самого конца.

Да, Лозница, конечно, украинский режиссер, но фильм снят на русском языке, с российскими актерами и в копродукции с Россией, так что есть все основания называть его отечественным.

Цитата: «— Муж за что сидит? — За убийство. — А кого убил? — Никого».

Кроткая

20. «Как я провел этим летом» (2010, Алексей Попогребский)

Шескпировская драма в антураже полярной станции о бессмысленном насилии и неспособности людей к взаимопониманию.

Узнав о гибели жены и сына начальника метеостанции, стажер не открывает правду сразу и вызывает цепь разрушительных событий в жизни обоих.

Фильм получил сразу две награды Берлинского кинофестиваля — за «лучшую мужскую роль» (Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис) и за «выдающийся вклад в искусство» (оператор Павел Костомаров).

Цитата: «И все из-за одного туриста, который сюда заехал, чтобы потом сочинение написать «Как я провел этим летом».

Как я провел этим летом

19. «Дом дураков» (2002, Андрей Кончаловский)

Трогательная романтическая история любви и расставания... в брошенном на произвол судьбы психиатрическом интернате в самый разгар Чеченской войны. Андрей Кончаловский знает толк в разрушении ожиданий.

Цитата: «— Жизнь — это когда каждый день новое говно делаешь! — Зря смеетесь. Определение... не лишено глубины!»

Дом дураков

18. «Страна ОЗ» (2015, Василий Сигарев)

Новогодняя комедия от самого мрачного русского режиссера современности была обречена стать шедевром.

Совершенно кафкианская история продавщицы Шабадиновой, которая безуспешно пытается добраться до места работы и встречает на своем пути множество странных персонажей, каждый из которых символизирует особенную, неповторимую грань безумия страны «ноль-три».

Цитата: «Елена, а как вы относитесь к тантрическому сексу? Стивен Кинг способен им заниматься до семи часов».

Страна Оз

17. «Кочегар» (2010, Алексей Балабанов)

Во многом недооцененный фильм Балабанова, как будто закрывающий последний пробел в его собственной кинематографической вселенной — между «Грузом 200» (о позднем СССР) и двумя «Братьями» (о середине и конце 90-х).

Картина минималистическая, но наполненная двусмысленными образами и эффектными в своей простоте сценами: вроде прогулки киллера по снегу с футляром гитары или финальной мести с применением, наверное, самого необычного оружия в истории российского кино.

Цитата: «Они на войне не были, издалека стрелять — это не война».

Кочегар

16. «Елена» (2011, Андрей Звягинцев)

В отличие от «Левиафана», «Возвращения» и «Нелюбви», «Елена» — кино почти камерное, если и затрагивающее привычные для Звягинцева темы непостижимости Бога и судьбы России, то непритязательно, самым краешком.

Да и история прямая как шпала — бывшая экономка становится женой состоятельного мужчины и убивает его, чтобы решить финансовые проблемы своих детей. Но вот интерпретаций она вызвала множество — от демонстрации классовой борьбы за жизненное пространство до осуждения животной природы человека, озабоченного лишь благополучием отпрысков.

Цитата: «Безответственно — это автоматически плодить себе подобных, заведомо больных и обреченных, потому что родители сами, мягко говоря, нездоровы и обречены».

Елена

15. «Настройщик» (2004, Кира Муратова)

Простая история о бедном настройщике роялей, который ради любви организует сложную мошенническую схему отъема денег у престарелой вдовы.

В эксцентричном стиле Киры Муратовой, как в кривом зеркале, отражается человеческая природа, стремящаяся к вершинам, но прибегающая для этого к низменным средствам, а драматическим талантом здесь блещут не только примы Литвинова, Демидова и Русланова, но и Георгий Делиев, известный больше как участник «Маски-шоу».

Цитата: «Я такая умная. Я такая красивая. И у меня совсем нет денег. Я такая бедная. Ведь это же несправедливо!»

63_main

14. «Майор» (2013, Юрий Быков)

Социально-криминальная драма о майоре, насмерть сбившем ребенка, и закрутившемся вслед за этим урагане насилия оказалась настолько зубодробительной и универсальной, что даже американский Netflix снял сериал по ее мотивам.

Цитата: «— Я тебя на том свете достану. — Ты меня на этом достань».

Майор

13. «Мешок без дна» (2017, Рустам Хамдамов)

Переосмысление «Расемона» Акиры Куросавы от самого загадочного российского режиссера современности Рустама Хамдамова с людьми-грибами, напоминающими японских крестьян в конических шляпах, сказкой о Царевиче XIII века, рассказанной Великому князю XIX-го, и образом России как исполинского мешка без дна, в котором растворяются великие культуры и идеи.

Цитата: «Рай был у нас у всех. В детстве. И в том раю мы все были бессмертны».

Мешок без дна

12. «Первые на Луне» (2004, Алексей Федорченко)

Гениальное мокьюментари о полете отечественных космонавтов на Луну в 1938 году, в котором исследуется причудливое столкновение большой и светлой мечты о подвигах и преодолении любых границ, включая пространственно-временные, и бесчеловечной природы советского государства. Любопытнее всего, что по настроению этот фильм скорее комедия.

Цитата: «Советская психиатрия достигла больших успехов благодаря широкому применению трудотерапии».

Первые на Луне

11. «Шапито-шоу» (2012, Сергей Лобан)

Курортный то ли «Декамерон», то ли «Криминальное чтиво» от создателей «Пыли»: четыре новеллы, объединенные местом действия — пляжами Крыма — и неадекватным поведением главных героев.

Персонажи, играющие ключевые роли в одних новеллах, появляются в качестве второстепенных в других, и наоборот, но всех их необъяснимо влечет к месту финальной встречи.

Цитата: «Если под ногтями грязь — ты не пионер, а мразь».

Шапито-шоу

10. «Война» (2002, Алексей Балабанов)

Забытые в плену солдаты, бизнес на крови, ПТСР и полное непонимание войны в «штатском» мире, как в России, так и за рубежом.

Балабанов снял, пожалуй, самый честный и безжалостный фильм о Второй Чеченской войне, которую сегодня по ряду причин вспоминают куда реже Первой.

Цитата: «Война — это не театр, это не съемки, а стрельба. Это кровь».

Война

9. «Дурак» (2014, Юрий Быков)

Наверное, лучшая на сегодняшний день картина Юрия Быкова, жесткий и бескомпромиссный взгляд на современную Россию.

Трещина в стене многоэтажки угрожает жизням сотен людей, но это не интересно ни чиновникам, ни самим обитателям дома, а единственный «дурак», пытающийся предотвратить неизбежное, оказывается изгоем для всех.

Цитата: «Неужели ты не понимаешь, что мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто?»

Дурак

8. «Даун Хаус» (2001, Роман Качанов)

Абсурдистское переосмысление «Идиота» Достоевского стало не только наиболее успешным плодом сотрудничества режиссера Романа Качанова и сценариста Ивана Охлобыстина, переплюнувшим даже «ДМБ», но и едва ли не самой меметичной комедией постсоветской России.

Цитата: «Нет, спасибо, меня и так прет. Наяву. Без всякого компота».

Даунхаус

7. «Нелюбовь» (2017, Андрей Звягинцев)

Полный символизма, культурных аллюзий и социальных комментариев фильм о разрушенной нелюбовью семейной паре, поисках пропавшего ребенка и постоянном беге на месте, как буквальном, так и метафорическом.

Цитата: «Я никогда никого не любила, только маму, когда маленькая была. А она себя со мной так тупо вела. Злая и одинокая стерва».

Нелюбовь

6. «Изображая жертву» (2006, Кирилл Серебренников)

Черная комедия по одноименной пьесе братьев Пресняковых о современном Гамлете, изображающем жертву во время следственных экспериментов и мечтающем вырваться из собственной ненавистной жизни.

Отдельно стоит отметить фантастическую актерскую игру Юрия Чурсина и проникновенный почти полностью нецензурный монолог Виталия Хаева.

Цитата: «Они поняли, чтоб от них *** (отстали), — нужно притвориться. Глобальное *** (надувательство). ГЛОБАЛЬНОЕ. На всех ступенях общества».

Изображая жертву

5. «Груз 200» (2007, Алексей Балабанов)

Фантасмагорическая аллегория на разваливающийся Советский Союз с импотентной милицией, разлагающимся трупом армии, привычно страдающей, но молчащей в тряпочку интеллигенцией, «простым народом», не способным отвлечься от Петросяна, и изнасилованной (буквально) страной.

Зрелище не для слабонервных, но, в общем-то, узнаваемое.

Цитата: «Вон, ты колбасу какую жрешь! Я и не видел такой. Херню всякую несешь, души детские развращаешь, чтоб колбасу эту жрать!»

Груз 200

4. «Русский ковчег» (2002, Александр Сокуров)

«Магнум опус» живого классика, буквально проносящий зрителя сквозь главные события русской истории и культуры, был снят в Эрмитаже за полтора часа одним длинным дублем.

Причем, в отличие от какого-нибудь «Бердмэна», это не ловкость рук монтажера, а действительно грандиозный и рассчитанный буквально по секундам эксперимент с задействованием огромной массовки.

Цитата: «Ах, как русские умеют все хорошо скопировать!»

Русский ковчег

3. «Кукушка» (2002, Александр Рогожкин)

Собрались как-то во время войны в отдаленной северной глуши русский, финн и саамка.

Фильм с завязкой как у анекдота от создателя комедийной франшизы «Национальных особенностей» оказался едва ли не самым душераздирающим рассказом о Второй мировой и трудностях перевода в современной истории.

Цитата: «Ты плохо пахнешь. От мужчин теперь пахнет железом и смертью».

Кукушка

2. «Возвращение» (2003, Андрей Звягинцев)

Красивое и в меру депрессивное роуд-муви о сложном общении вернувшегося спустя много лет отца с двумя сыновьями.

Замыслы отца неведомы, заповеди беспрекословны, а наказания суровы, но ради детей он готов пожертвовать собой. Дебютная работа Звягинцева, изящная притча об отношениях человека с Богом и губительной маскулинности, покорила жюри Венецианского фестиваля и сделала режиссера мировой знаменитостью.

Цитата: «Я бы мог любить тебя, если бы ты был другим. Но ты хуже всех».

Возвращение.JPG

1. «Брат 2» (2000, Алексей Балабанов)

Вы же не ждали на первой строчке чего-то другого? Вторая часть приключений Данилы Багрова оказалась еще более неполиткорректной, трагикомичной и кровавой и во многом превзошла славу первого «Брата», точно уловив только зарождавшиеся тенденции и предсказав судьбу страны на ближайшие 20 лет — от образа мачо, живущего не по законам, а «по правде», до «ответа за Севастополь».

К тому же только Балабанов мог снять фильм, где главный герой без разбора убивает армию мелких сошек, оставляет в живых настоящих злодеев, не получает ни денег, ни даже благодарности, теряет брата, а в конце летит фактически на верную смерть, и заставить всех поверить, что это хеппи-энд.

Цитата: «Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней».

«В чем сила, брат?»: 32 лучших русских фильма «нулевых»

Почетные упоминания

«Папа», «Монах и бес», «Дом», «Царь», «Россия 88», «Дикое поле», «Русалка», «Монгол», «Бумер», «Молох», «Итальянец», «Второстепенные люди», «Дама пик», «Хардкор», «Чеховские мотивы», «Шультез», «Юрьев день», «Солнце», «Космос как предчувствие», «Простые вещи», «Жить» Юрия Быкова, «Солнце», «Морфий», «Любовник», «Живой», «Прогулка», Garpastum, «Александра», «Дикое поле», «Да и да», «Счастье мое», «Франкофония», «Теснота», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

Ранее мы составляли списки самых смешных комедий XXI века«лучших» худших фильмов в истории и наикрутейших лент с неожиданными концовками.