Бог гитары Карлос Сантана: концерты — совершенная форма полового акта, если хотите
«Трамп декламирует те же принципы, что и Никсон, он — представитель всего самого плохого и мерзкого».


Легендарный Карлос Сантана, 50 лет назад с фурором выступивший на музыкальном фестивале Woodstock, все еще остается таким же хиппи и до сих пор не утратил чувство вечной молодости.
Как в игре на гитаре, так и в создании легендарных композиций Карлос Сантана — мастер. Впервые он вышел на сцену легендарного фестиваля в Вудстоке в 1969 году и стал всемирно известным.
Свой 25-й студийный альбом, Africa Speaks, музыкант выпустил 7 июля 2019 года — как раз к юбилею Woodstock и почти к 20-летию легендарного альбома Supernatural (тираж превысил 30 миллионов копий), получив 8 премий «Грэмми».
Сантана принял нашего автора в офисе в Сан-Рафаэле, пригороде Сан-Франциско. 71-летний музыкант был полон сил и энергии. Итак, поехали.
Карлос, вам перевалило за 70. Соответствует ли цифра в паспорте внутреннему возрасту?
Если мы поменяем цифры местами, получится ближе к истине. Иногда я чувствую себя на 17. Некоторые кости, конечно, ноют на погоду, но я стараюсь не обращать на это внимания.
Возраст для вас не больше, чем просто цифра?
Еще меньше! Я не обращаю на это внимания, не трачу свою жизненную энергию на размышления о том, как должен вести себя 71-летний мужчина по мнению общества.
Я встречаю так много людей, которые моложе меня, но кажется, что они в два раза старше. Они себя ведут и разговаривают, как люди, которые от жизни ничего больше не ожидают и в лучшем случае просто хотят, чтобы их оставили в покое.
А что хотите вы?
Я хочу навсегда сохранить свою невинность и жажду приключений. Если у тебя это есть, ты сам по себе остаешься молодым.
Тот, кто стареет, становится циничным и высокомерным. Оба эти качества я презираю. Есть подростки, которые, на мой взгляд, на самом деле старше, чем я, потому что они боятся. Боятся будущего, боятся жизни, боятся всего. Страх делает тебя старым.
Музыка дает каждому из нас смелость и надежду
Что сохраняет вам молодость?
Любовь.
Любовь всей вашей жизни — игра на гитаре?
Я посвятил этому всю свою жизнь. Когда мы недавно завершили часть тура, а через несколько дней предстояло снова в путь, как думаете, что же я делал в свободное время?
Как вы вообще проводите свой день?
Мне кажется, что вопрос риторический, и ответом вряд ли будет «пью холодное пиво у бассейна» или «сижу у телевизора». Этим утром я был занят тем, что запоминал новую мелодию и подбирал к ней аккорды. (Начинает напевать.)
Нести музыку поклонникам для меня так же важно, как и обеспечивать людей в пустыне пресной водой. Нам всем нужна музыка, чтобы жить. Она дает каждому из нас смелость и надежду.
Ваш альбом 2019 года называется Africa Speaks. О чем же говорит этот континент?
Африка говорит, что мир, радость и свет сильнее страха. Надежда, смелость и любовь — самые важные ценности, и они повсюду.
Вы всегда верили в это.
Да, это правда. Но ведь это здорово, когда кто-то постоянен в своих убеждениях и оказывает сопротивление только в случае какой-то необходимости.
Сегодня больше, чем когда-либо?
Да. Я хочу донести свое бесстрашие в массы в это неспокойное время и своим образом жизни подавать пример остальным. Значительная часть политиков и СМИ разжигают непонимание во всем мире. Поощряется страх, пропагандируются разногласия, экономическая война — новый идеал. Ужасно.
Вы родились в Мексике и, будучи ребенком, иммигрировали с родителями в США, в Сан-Франциско. Что вы думаете о решении Дональда Трампа построить стену на границе с Мексикой?
Я думаю, что Трамп неправ. Что он делает большую ошибку. Сработала ли Берлинская стена? Я очень хорошо помню, как здесь, в США, все бросились друг другу в объятия, когда упала чертова стена 30 лет назад. В то время люди повсюду праздновали единство и гармонию. А стена — символ противоположного. Стена — это сооружение страха, разделения, алчности.
Но к сожалению, Европа ничем не лучше. Это невыносимо, что африканцам-беженцам больше не разрешено причаливать на своих лодках к берегам Европы: и поэтому они бесцельно дрейфуют через море и часто погибают.
Мы играем музыку, и в этом альбоме особенно получились африканские мотивы. Чтобы люди расслаблялись и понимали, что они в первую очередь люди. И что все остальные люди — тоже люди. Не чужеземцы, не незваные гости и не враги. Я имею в виду, что мы все живем на одной планете, а не в разных галактиках. (Смеется.)
Вы хиппи?
Всегда им был. Я следую традициям Боба Марли или Джона Леннона. Мы мечтатели, но мы также что-то создаем и показываем на своем примере, а именно спокойную атмосферу гармонии и сострадания. Это дает мне энергию и желание смотреть на мир глазами маленького ребенка. Без цинизма, без высокомерия. Я отказываюсь думать, что весь мир идет на дно.
И пускай Пентагон, ФБР, ЦРУ и Голливуд продолжают зарабатывать на продаже страха. Мне же самому страх предельно надоел.
Пятьдесят лет назад был выпущен ваш первый альбом Santana, а ваше выступление в августе 1969 года на легендарном фестивале в Вудстоке сделало вас всемирно известным. Что приходит на ум, когда вы вспоминаете Woodstock?
Ой, этот фестиваль был божественной катастрофой. Еды почти не было и укрыться было негде, погода была ужасной, и все же все было мирным и преисполненным любви, люди внимательно слушали друг друга. Не было никакого насилия, никаких драк, все заботились друг о друге. По сей день люди справедливо говорят о Woodstock как о действительно мистическом событии.
Тогда мир был не менее безумен. США воевали во Вьетнаме, расовая несправедливость ощущалась гораздо сильнее, чем сегодня. И вот тогда появились дети мира и свободы — хиппи. Ситуации, например, 1969 года и 2019-2020 годов можно легко сравнить. Дональд Трамп декламирует те же принципы, что и Линдон Бэйнс Джонсон, Рональд Рейган, Ричард Никсон.
Трамп — представитель всего плохого и мерзкого. Он тоже продавец страха. И он, в свою очередь, контролируется людьми, которые находятся в тени, людьми, которые имеют гораздо больше денег, чем он. Фильм, который демонстрирует Трамп, пресный и шит белыми нитками.
Напоминает ли вам молодежь, которая в настоящее время выступает против ношения оружия или изменения климата, хиппи из прошлых лет?
Дети замечательные! Они дают мне уверенность в том, что люди все-таки могут чему-то научиться и двигаться вперед.
Как вы познакомились с испанской певицей Буйкой, голос которой часто встречается в ваших песнях в альбоме?
Там, где в наше время люди обычно находят друг друга: в социальной сети. Очень жаль, что в мире закрываются музыкальные магазины. Я обожаю тактильные ощущения: прикасаться к альбомам, брать их в руки, нюхать полиграфическую краску, читать информацию в буклете. Всего этого не найдешь в сети.
Я думаю, нужно возродить продажу винила, пусть это будет выглядеть как музей, но тем не менее поклонников осталось еще очень много. А пока я ищу новую и захватывающую музыку в интернете. Буйка появилась на экране моего компьютера в три часа ночи. Меня настолько поразил ее голос, что я сразу же спросил ее, не хочет ли она поучаствовать в моем проекте, и она ответила «да».
А сами не можете открыть подобную сеть магазинов? Вы владеете мексиканскими ресторанами под названием Maria Maria.
А это идея! Звучит круто. Когда придумаю отличное название для этой сети, я возьмусь за дело.
Вы записали Africa Speaks вместе с влиятельным продюсером последних 25 лет Риком Рубином в его студии Shangri-La в Малибу. И Руби, и вы — слегка чудаковатые личности в хорошем смысле слова. Как вы поняли друг друга?
Вы задали важный вопрос. Наша работа была похожа на долгое изнурительное... крещение. За десять дней мы создали и обработали 49 песен, что физически невозможно.
Между нами возникла новая форма энергии. Это была моя идея — работать с Риком, и я не был разочарован. Атмосфера в студии была полна веры и страсти к музыке.
Извините, а насколько безумным вы становитесь, когда играете на гитаре?
Вам нечего извиняться. Я не нахожу этот вопрос оскорбительным, наоборот — весьма уместным. Просто посмотрите на форму гитары. Играть на этом инструменте так же прекрасно, как есть шоколад или целоваться.
Моя жена Синди играет на барабанах так, что всем становится жарко на площадке
Является ли гитарная музыка неким эротическим актом?
Да, для меня музыка и секс настолько тесно связаны друг с другом, что практически образуют неразделимое целое. Они создают в моей душе прекрасное, даже божественное чувство. Если ты не дышишь или не пьешь, ты умрешь. И если ты лишен романтики или любви, ты тоже умрешь.
Людям необходимо прикосновение, близость, иначе они со временем превратятся в кактусы, и к ним будет трудно приблизиться. Но секс — более широкое понятие, оно включает объятия, эмоции. Здесь мы снова видим параллели: музыка без чувств — это просто звук.
Насколько сексуально звучит гитара для вас?
Очень сексуально и вдохновляюще. Фламенко, блюз, Джимми Хендрикс — вся эта музыка очень возбуждающая.
Ваша жена Синди Блэкман Сантана играет в вашей группе на барабанах. Ее игра вас заводит?
Синди играет так, что всем становится жарко на площадке. То, что моя жена испытывает на сцене, — это взрыв эмоций.
Для меня и Синди концерты — совершенная форма полового акта, если хотите. Секс определенно является частью нашей игры. Ведь недаром многие наши композиции начинаются спокойно, а потом превращаются в настоящий вулкан эмоций.