Мадонна: королева эпатажа, сама себе босс и самая горячая икона 80-х

Она была дивой и монашкой, школьницей и распутницей, но прежде всего она всегда была сама себе боссом.
В этому году королеве эпатажа и бесстрашной богине исполнилось 60 лет.
Первая мысль, которая приходит в голову в связи с этим юбилеем, вполне утешительная: Мадонна все еще с нами. И, судя по всему, она пока не собирается покидать этот мир.
Готовы поспорить, что, будучи рьяным адептом ЗОЖ, она когда-нибудь точно достигнет библейского возраста.
Фатальный прием анальгетиков и снотворных препаратов, который трагически унес жизнь Майкла Джексона, Принса и Уитни Хьюстон, в случае с Мадонной просто невозможно представить. Она бы никогда не позволила себе уйти в забытье и потерять контроль.
Среди поп-гигантов 80-х, которые вместе с ней завоевали и изменили этот мир, Мадонну сейчас можно назвать выжившей. Богиня, чья история еще продолжается.
Можно ли было предположить это тогда, в 1984 году, когда вышел клип Like A Virgin, в котором она зажигает с мужчиной в образе льва и при этом тонким девичьим голоском поет «Как девственница»? Вряд ли.
Каким бы неоднозначным ни был этот образ, он быстро сделал певицу суперзвездой. Вначале она и вправду казалась одной из этих сексапильных куколок, дистанционно управляемых похотливыми мужчинами в тени.
Сексуальность 80-х связана с определенными внешними атрибутами, которые в том числе изобрела Мадонна
В отличие от всех остальных красоток того времени, которых сегодня никто не помнит, Мадонна уже тогда была творением своих собственных рук.
Для успеха у нее было все: выдающийся ум, стратегический талант и авторские песни. Она использовала тонкий голос и взгляд с поволокой, потому что с коммерческой точки зрения считала их перспективными находками, что, однако, не делало антураж певицы менее горячим. Наоборот.
Сексуальность 80-х навсегда будет связана с определенными внешними атрибутами, которые среди прочих изобрела и Мадонна: специфичная манера использования синтезатора, характерная девичья прическа (сегодня ее, возможно, назовут пружинистой суперволной), такие релизеры, как розовые костюмы для занятий аэробикой и белые гольфы. А также беспощадный реализм.
«Я меркантильная девушка и живу в материальном мире», — пела Мадонна в песне Material Girl. И только самые большие мечтатели смогли увидеть тут иронию. Другие же предположили, что она поет всерьез и описывает свой собственный путь, по которому пошла бы как бизнесвумен. В мире, где правят мужчины, это было неслыханно и оставалось так еще многие годы.
Все, над чем работала Мадонна, было обречено на успех. Она обладала невероятным нюхом на гениальные хиты, которые покупала у самых крутых авторов, а также на fashion-тренды.
Ее немного сладковатые образы, облегающие костюмы, обилие розового цвета, спандекса, пафос и нарочитость не оставляли публику равнодушной. Мастерство ее шло не от музыкальной одаренности и даже не из области инноваций, а от понимания запросов танцклубов, в большом, переполненном гормонами, опьяняющем мире по ту сторону неловкости.
Ее чутье на эпатаж и провокации, ее скандальные выходы в нарядах Жан-Поля Готье, демонстрация своей наготы, игры с церковью и строгим католицизмом, который был привит в детстве (Мадонна Луиза Вероника Чикконе родилась в 1958 году в городе Бей-Сити штата Мичиган), — она всегда балансировала на грани между раскрепощением и расчетом.
Что ей было важно? Пропагандировать женскую власть над сексуальностью — новый феминизм?
Или все-таки ей было нужно только всеобщее внимание к своей персоне в СМИ, горячие заголовки и ток-шоу — новый капитализм? Мадонна тоже внесла свою лепту в борьбу за монетизацию внимания, которая уже десятилетия смотрит в будущее, в мир реалити-шоу «Семейство Кардашьян» и соцсетей.
Неловко, когда в 60 лет она выкладывает в Snapchat свои забавные снимки? Что вы! На этой детской лужайке, траву на которой сама же и посеяла, ей разрешено резвиться как угодно и сколько угодно!
Примечательна перемена в имидже певицы в 1996 году, когда на свет появилась дочь Лурдес, ее первый ребенок. На тот момент она примерила на себя уже все мыслимые костюмы и женские роли — от дивы до монашки, от школьницы до распутницы.
Осталась леди босс, которой она по сути и была — как хозяйка своей бизнес-империи, мать и искательница смысла. Увлечение восточным мистицизмом и каббалой отразилось в альбоме Ray of Light, который до сих пор является главным событием в поп-культуре.
Что же останется после Мадонны? Сегодня уже можно сказать совершенно точно, что это будут не ее медитативные озарения, а блестящие идеи из бурного прошлого и более поздние взрывы темперамента, как в альбоме Confessions on a Dance Floor.
Однако в первую очередь останется ее путь: все те эксперименты, которые она себе позволила, все преграды, которые при этом разрушила, все верные ходы и ошибки.
Дороги, которые она прокладывала сквозь предрассудки, стеклянные потолки, которые она с грохотом обрушивала, будут еще мотивировать и двигать вперед поколения женщин (и мужчин). Не только в шоу-бизнесе. Потому что они доказали, что перемены возможны, что в итоге страх не должен победить.
Ведь страх не чужд даже богам. Наоборот, он растет с каждой покоренной вершиной, в час триумфа он подталкивает к падению с высоты, и, когда ты оказываешься на самом верху, он превращается в постоянный водоворот. В конечном счете это был тот самый страх, который не смогли одолеть такие боги поп-олимпа, как Майкл, Принс, Уитни.
Мадонна нашла способ справляться со страхом. Поэтому она еще здесь. И поэтому будет очень увлекательно и дальше наблюдать за ее жизнью, за жизнью ее шести детей, за ее творчеством и перевоплощениями. Люди с такой судьбой становятся спутниками жизни для миллионов. И порой нет ничего более успокающего, чем знать: то ли еще будет.
Первая обложка Мадонны в американском Playboy. В интервью писателю Н. Мейлеру она тогда призналась: «Считаю, что чертовски важно, когда ты занимаешься сексом с тем, с кем ты просто хочешь этим заниматься. И поэтому здесь нечего стыдиться».