Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

01.07.2021

Место и время действия – серые российские будни.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

Справа налево: Ольга, Яна и Татьяна. Здесь и далее фото: Алисса Шнайдер, Егор Рогалев, Егор Слизяк, Shoot_You_Biiiitch, Антон Доников, Вадим Хынку

Арт — это самовыражение, психотерапия и протест одновременно. Представляем героинь, которые своими публичными художественными акциями буквально вспарывают реальность. Трио «Алтуфьево» уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса
Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

Мы задали вопросы хореографине, художнице-перформерше и кураторке фонда V-A-C Ольге Цветковой, режиссерке-документалистке Яне Исаенко и заслуженной сотруднице музеев Москвы Татьяне Подкорытовой.

Итак, с чего же все началось, а главное — для чего? Расскажите, когда и зачем вы стали заниматься перформансами, какую мысль хотите донести до общества?

ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло — повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста — и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди — Питер и Афины. А еще я работаю с другими людьми, которые своим искусством меняют реальность, — курирую программы современного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который в этом году откроется для всех в Москве на Болотной набережной.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

ТАТЬЯНА: Перформанс для меня — зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил — давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В «Алтуфьево» мы удачно преодолели все эти стадии — я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.

ЯНА: Мне нравится вылавливать из реальности кадры, которые немного отслоились от нее и превратились в художественное кино. Во время кочевничества по московским задворкам я окончательно стала певцом района. Люди в шубах, глядящие вдаль через театральные бинокли посреди улицы; множество целлофановых пакетов, которые почему-то всегда летят вверх; ботинки и кефир, потерявшие человека... — я обнаружила в себе физическую потребность подмечать такие вещи, время от времени впрыгивать в эту шифт-вселенную, бегать по ней, быть ее частью. Эти прыжки высвобождают что-то, что позволяет потом яснее видеть мир через объектив.

Как родилась идея перформанса «Алтуфьево»?

Все началось с того, что мы заселились в прежде уже известную своим маргинальным прошлым квартиру в этом районе. До нас в ней размещалось и процветало арт-объединение «Вверх» и галерея современного искусства Brown Stripe. Но в отличие от ее создателей, мы стали выгуливать свое искусство вовне — хотелось продлить свои художественные практики во двор, за продуктовый магазин и дальше до самого леса.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

Розовый фламинго и девушка, сидящая на нем, — это наше первое приветствие району, знак приближающегося новоселья, радостный крик, обращенный к соседним подъездам. С их посетителями мы подружились немедленно и выложили материалы в социальные сети.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

«Алтуфьево» — это перформанс, расшатывающий повседневность. Когда человек идет в театр, он соглашается на определенный контракт (покупка билета, время, проведенное в зале, метафоричность происходящего). Алтуфьево освобождает от всего этого и дает возможность каждому жителю района встретиться с неизвестным один на один. Он выходит из подъезда с собакой и тут же сталкивается со сбоем в реальности. Перед ним — надутый бассейн, в нем красиво сидят девушки в купальниках и с шампанским. Вроде бы все как обычно, но реальность съехала.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

Нас интересует вот это конкретное пространство сдвига, внутри которого случайно оказывается со своим переживанием житель Алтуфьево и его собака.

С какой реакцией публики вам приходилось сталкиваться?

Она неизменно радует. Кто-то подходил знакомиться, другие кричали и махали нам руками из окон, один мужчина спустился и подарил апельсин. В целом реакция очень доброжелательная и вдохновляющая. Консьерж Эдик стал нашим штатным фотографом. Каждый раз, когда мы спускались на очередную акцию, он радостно выбегал и предлагал свою помощь. Все продолжалось до того момента, пока к нам домой не пришел участковый вместе с еще одним полицейским. Видимо, все же нашелся в доме человек, страшно испугавшийся привидений на самокатах, снежной йоги или надувного бассейна.

Сейчас мы работаем над официальными документами, поэтому на какое-то время пришлось переехать в лес, что однако позволило нам переключиться на огненные шествия, ритуальные костры и романтичные фотосессии в местном болоте.

Разрыв шаблонов: художницы, которые говорят с окружающими на языке перформанса

В принципе, нам все идут навстречу: директор магазина разрешает танцевать прямо в зале, переживает, не помешают ли нам ящики с картошкой. Парни из Северного Бутово, вдохновившись, организовали у себя филиал «Алтуфьево».

Британская и американская компании не могут договориться, кому будут принадлежать права на одно из наших видео. Музеи приглашают «Алтуфьево» в свои галереи. Московское метро уже выступило в роли работодателя для небольшого оркестра привидений, которым дирижировал современный академический композитор из Ростова Антон Светличный. Любая свежая мысль рано или поздно привлечет к себе внимание и расчистит себе дорогу.

Что позволяет вам сохранять невозмутимость? И что посоветуете тем, кто очень зависим от чужого мнения, испытывает чувство неловкости по любому поводу, если речь идет о нарушении общепринятых норм?

Это исключительно дело практики. Что можно посоветовать? Чаще прыгайте через порог своего дома, сжигайте ненужную мебель, танцуйте на кухне, ставьте будильник и смейтесь без остановки от 5 до 10 минут. Живите!

Над чем работаете сейчас?

Мы бодро преодолели фазу «три девчонки в купальниках» и идем дальше, оставаясь верными смеху, романтике и задворкам. Сейчас готовим перформанс «Зимний оркестр»: музыканты будут лежать в грязи у магазина и играть безумно пронзительную музыку (определяемся с композитором). Дирижер будет сидеть на дереве вместе с видеооператором. Все это будет спонтанно. И, как обычно, исключительно для жителей Алтуфьево.

Рекомендуем