Чьи пушки стреляют в кино: репортаж Playboy

08.02.2017

Как бы ни раздирали Америку дебаты на тему легалайза/запрета огнестрела, мы едины в своей любви к киногероям с пистолетом за пазухой.

Playboy выяснил, как оружие оказывается на съемочной площадке и чьи пальцы жмут на курок.

007-Spectre-Daniel-Craig-2015-Picture

Фото с официального сайта фильма «007: Спектр»

Наконец я слышу долгожданный вопрос «Ну как, готов пострелять из автомата?» и улыбаюсь в ответ. Уже больше часа я в предвкушении — с самого начала экскурсии. Мы стартовали с оружейной комнаты — помещения, знакомого каждому копу 1970-х, начиная с Грязного Гарри Каллахана.

Ларри Занофф, бывший военнослужащий израильской армии, а ныне один из топовых оружейников Голливуда, проводит меня в зал вестернов, где я с глупой улыбкой глазею на пулеметы Гатлинга, стеллажи с двустволками и винтовками на рычажных затворах — и все это новенькое, блестящее, упорядоченное по годам и производителям.

«Многие думают, что в кино стреляют из фейковых пушек, но это не так, — говорит Занофф. — Да, большинство из того, что ты здесь видишь, — реплики. Но все они в рабочем состоянии».

IZ5N

Постер фильма «Грязный Гарри»

А вскоре я уже верчу перед глазами немецкий Luger времен Второй мировой. Бережно, как ребенка на руках, держу японский мушкет с фитильным замком 1500-х годов. Бесстыдно позирую с винтажным дуэльным пистолетом XVIII века... Впрочем, основная цель моего тура на главный голливудский склад оружия, о шести комнатах и шестнадцати тысячах экспонатов — зал NFA, названный так в честь Закона об огнестрельном оружии (National Firearms Act) 1934 года.

В эпоху Аля Капоне, бутлегеров, грабителей банков и уличных перестрелок именно этот законодательный акт впервые разложил по полочкам, какие виды оружия можно иметь американцу для самообороны, а какие нельзя. Ну, а сегодня по полочкам зала NFA так же разложены гранатометы, минометы, пулеметы 50 калибра и еще сотни единиц боевого стрелкового оружия — то есть в основном как раз именно то, что нельзя. Однако здесь же — и в этом есть доля иронии — десятки полуавтоматических винтовок AR-15.

Несмотря на то, что коммерческая продажа автоматического оружия в Америке до сих пор под запретом, на легальном рынке полуавтоматов сегодня бум. И AR-15, благодаря своей надежности и универсальности, здесь основная звезда. Она — любимица всех, кто у себя дома готовится к апокалипсису, ее носят на публике фанаты законов об открытом ношении оружия (Разрешение на ношение оружия без чехлов, действующее в некоторых штатах США, в то время как в других разрешается переносить только зачехленное оружие. — Прим. перев.) А еще AR-15 не раз играла главные роли в американских реалити-триллерах с массовыми бойнями и, если судить по последним эпизодам, имеет все шансы стать героем следующего кровавого шоу с очередным вооруженным психопатом в толпе.

Пока я ехал по буколическим лос-анджелесским предместьям к зданию знаменитой компании Independent Studio Services (ISS), торгующей в Голливуде реквизитом, я думал именно что о ней, об AR-15. А еще о том, есть ли связь между Голливудом и волной насилия, захлестнувшей Америку. И за эти мысли я себя ненавидел. Я ведь рос в 80-е, когда стикеры Parental Advisory на каждом втором CD пахли скорее фанатизмом первых христианских проповедников, чем реальной заботой о детях.

С тех самых пор я усвоил глупость и тщетность всех попыток переложить на творца ответственность за болезни общества...

Джейсон Борн

Постер фильма «Джейсон Борн»

Но летом 2016 года все изменилось. Это началось 12 июня с бойни в ночном клубе Pulse в Орландо. Затем был Элтон Стерлинг (5 июля), Филандо Кэстил (6 июля) и Батон Руж (17 июля). Невинных гражданских, случайных копов убивали в разных местах Америки без всякой причины, чуть ли не в режиме «через два дня на третий». Эти трагедии пугали. Как результат — злость и печаль, конфликты и политический оппортунизм лавиной накрыли всю Америку. И посреди всего этого, как издевательство, началась промо-кампания «Джейсона Борна». Постеры были стильными и минималистскими: на черном-пречерном фоне луч света выхватывал лицо Мэтта Дэймона и его руку с пистолетом Sig Sauer P229R.

Учитывая обстоятельства, это было не лучшее решение. Тами Сэгер, продюсер сериала «Как я встретил вашу маму», выложила в инстаграм и твиттер фото: постер «Джейсона Борна» на автобусной остановке, пистолет выдран. И предложила жителям Нью-Йорка следовать ее примеру, объяснив: «Мы так устали от оружия». Пост расшарила Лина Данэм, продюсер сериала «Девочки». Началось громкое бурление в сети, раскаты дошли до Мэтта Дэймона, и в итоге студия Universal была вынуждена использовать другой постер — по-прежнему с Дэймоном, но уже без оружия.

Мы сначала смотрим на массовый расстрел с видом зевак, а через минуту идем дальше по своим делам

Оно конечно, политика и Голливуд — вещи лишь немногим более совместимые, чем политика и фейсбук с твиттером. Тем не менее, Сэгер и Данэм затронули сложный, системный вопрос, который касается всех нас. Вдохновляет ли Голливуд на расстрел подростков из окна машины, как в Чикаго в 2014 году? Виновато ли кино в том, что отморозки устраивают засаду на копов на работе? И не в нем ли причина того, что так часто стали чесаться нервные руки самих копов, которым в любой ситуации не терпится нажать на курок? А вместе с ними и руки отбросов общества — стрелков, решивших разделить свою личную боль с невинными жертвами? И в том, что мы — все остальные, случайные прохожие, — сначала смотрим на массовый расстрел с видом зевак, потом скорбим, но уже через минуту пожимаем коллективными плечами и идем дальше по своим делам, пока не наткнемся на следующую бойню, — в этом тоже виновато кино? Другими словами: есть ли в Голливуде проблемы с оружием?

pb_HiRes_Legion-Media-_shutterstock_435481327_

Фото Legion-Media

Съемка фильма — всегда диктат. А режиссер — царь и бог, который решает все до последней мелочи — включая и то, из чего будут стрелять герои. Задача оружейников вроде Заноффа — прочесть сценарий и предложить режиссеру выбор. Если в сценарии описана конкретная марка оружия, Занофф просто предоставляет ее; но куда чаще ему приходится самому, исходя из времени действия фильма, характера героя и его навыков решать, какой набор пушек показать режиссеру. Поскольку весь оборот огнестрельного оружия в США регулируется законодательством, ребята вроде Заноффа и ISS Голливуду необходимы как воздух.

«Мы обеспечиваем реквизиту легальность, — объясняет Занофф. — Повторюсь, все это — работающее оружие. Именно мы берем на себя ответственность за его сохранность, безопасность, а также — зачастую — и за обучение актеров обращению с оружием, и за постановку перестрелок».

Два ствола

Постер фильма «Два ствола»

В штате ISS восемь оружейников, включая троих специалистов по модификации — скажем, современного пистолета в бластер будущего или в оружие мира фэнтези. Также — и это главное — все и всегда переделывается под стрельбу холостыми. Боевыми патронами в кино никогда не стреляют. ISS и ей подобные компании должны быть готовы к любой истории и иметь пушки на любой вкус, поэтому всегда пополняют свои коллекции заблаговременно.

Несмотря на то, что пистолеты начали мелькать на экране еще в эпоху немого кино, производители оружия не понимали выгоды от продакт-плейсмента до 1971 года.

Оружейные компании вовсю сотрудничают с производителями компьютерных игр, помогая тем приблизить графику, саунд и все остальное к реальности

«Все началось с «Грязного Гарри», — говорит Дэвид Фенкл, еще один топовый оружейник Голливуда, основатель невадской компании Point Blank Props с послужным списком из «Цели номер один», «13 часов» и «Трансформеров». — Продажи Smith & Wesson модели 29, вложенного режиссером в руку героя Клинта Иствуда, после релиза фильма взвились вверх как ракета. Такого никто не ожидал — особенно в свете того, что вообще-то в реальности ни один страж порядка таким пистолетом никогда не пользовался. Его создавали для рыбаков Аляски, чтобы было чем отстреливаться от медведей».

Что ни разу не остановило как фанатов фильма, так и фанатов оружия. И это был далеко не последний раз, когда люди массово приобретали оружие, неподходящее для их повседневных нужд.

Чьи пушки стреляют в кино: репортаж Playboy

Фото Legion-Media

Занофф осознал всю мощь кинематографа еще до того, как попал в шоу-бизнес. С середины 1980-х он работал на небольшом оружейном заводике Calico Light Weapon Systems. Их флагманская модель, собственно Calico, засветилась во «Вспомнить все», классической версии 1990 года с Арнольдом Шварценеггером. В понедельник после первого уикенда проката автоответчик в офисе компании разрывался от сообщений клиентов, желающих заказать разрывные патроны к Calico, «как в кино».

Большинство оружейных заводов регулярно отсылают в Голливуд свои новейшие модели

«А мы такие стоим и думаем: «Ребята, это же фильм, в реальной жизни нет разрывных патронов для этой 9-миллиметровой модели!» — вспоминает Занофф. Впрочем, длилось это недолго: почуяв спрос, производители быстро подсуетились и наладили их выпуск.

Занофф называет это искусством имитации жизни. «После «Грязного Гарри» производители поняли, что показать продукт в одном фильме выгоднее, чем в миллионе рекламных листовок», — говорит он. Большинство оружейных заводов регулярно отсылают в Голливуд свои новейшие модели — и каждый надеется, что именно их выберут для кого-нибудь из героев.

tumblr_nwlsd26FLV1tf4ghio1_r1_1280

Постер фильма «007: Спектр»

«Да, мы видим в этом выгоду, — объясняет Кевин Уилкерсон, менеджер по маркетингу арканзасской компании Walther Arms, известной пижонскими и стильными пистолетами РРК, предпочитаемыми, в частности, Джеймсом Бондом. — Иногда нам звонят голливудские оружейники, мы даем им свои изделия. Но я не знаю никого, кто платил бы за это деньги».

Иногда преференции киношников идут дальше обычных серийных экземпляров. В 2012 году Фенкл работал в Аммане, Иордания, на съемках «Цели номер один». Двое из героев — участников рейда, в результате которого был убит Усама бен Ладен — были вооружены автоматическими винтовками HK417. На момент начала съемок это оружие использовалось только в армии; однако, когда режиссер Кэтрин Бигелоу готовилась снимать сцену собственно рейда, в новостях анонсировали гражданскую версию, MR308. Фенкл связался с производителем, компанией Heckler & Koch.

«Эти винтовки хотели все, — вспоминает он, — но когда я сказал, что они нужны мне для кино, первые два экземпляра были отправлены именно нам».

Иногда производители накладывают ограничения на показ своей продукции. Когда в прошлом году Фенкл работал на съемках «Дня патриота», фильма Питера Берга о теракте братьев Царнаевых на Бостонском марафоне, он узнал, что во время облавы на братьев полицейские были вооружены пистолетами Glock.

007

Фото с официального сайта фильма «007: Спектр»

«Производитель этой марки обычно просит подписать бумажку о том, что его изделия не достанутся в фильме плохим парням, — вспоминает Дэвид. — По счастью, братья Царнаевы Glock’ами не пользовались, так что я подписал».

Занофф и ISS таких гарантий не предоставляют: «Мы не даем обещаний касательно того, кто и как будет использовать оружие. Слишком много решений принимается на съемочной площадке спонтанно».

Некоторые компании готовы платить за то, чтобы их продукцию показали в кино. Еще один фильм Питера Берга, «Уцелевший» с Марком Уолбергом в главной роли, в 2013 году стал примером образцового продакт-плейсмента. Это история о приключениях американских спецназовцев в горах Афганистана в 2005 году. Несмотря на то, что в те дни бойцы таких отрядов в реальности вооружались Sig’ами, производитель пистолетов Beretta, согласно сообщениям в прессе, заплатил $250 000 за то, чтобы герой Бена Фостера, расстреляв все патроны к винтовке, выхватывал из-за пояса Beretta M9.

Сделку заключал Рольф Ауэрбах, президент компании Brand In Entertainment. Он занимается продакт-плейсментом с 1996 года, и, по его словам, «Уцелевший» в этом плане — не аномалия. «Мы работаем с рядом оружейных компаний», — рассказывает Ауэрбах. И усмехается, когда слышит о тех самых $250 000. Он полагает, что реальная сумма была выше, и что Beretta ее отбила: «Они хорошо на этом нагрелись, вот все, что я могу вам сказать».

Парни со стволами

Постер фильма «Парни со стволами»

На счету ISS также есть заключенные коммерческие сделки по продакт-плейсменту, хотя Занофф и утверждает, что эта практика — редкость. Гораздо чаще инициатива исходит от режиссеров, которые всегда хотят больше, лучше и новее — потому что «каждый фильм, вышедший сегодня, должен по всем параметрам превзойти вчерашний».

Не потому ли так происходит, что мы уже все видели? Впали ли мы, аудитория, в зависимость от острых ощущений? Может, нам и правда всякий раз нужна все большая доза зрелища, чтобы хоть что-нибудь почувствовать? Если так, то решение лежит на поверхности. Как бы круто ни был снят фильм, с реальной жизнью ему не сравниться.

Когда тур по владениям ISS закончен, Занофф протягивает мне пистолет-пулемет Heckler & Koch MP5A2. Он кажется легким, и я поднимаю его на уровень плеча, и щурюсь в прицел, и навожу на металлическую стену... Мишени нет — мы стреляем холостыми; по той же причине нет и отдачи. Но когда я жму на курок, из дула вылетают настоящие снопы огня, а отработанные гильзы по-настоящему вылетают из патронника мне под ноги — все как в кино. «А можно еще раз?» — прошу я Заноффа. И на этот раз он улыбается.

***

В общем — да, мне понравилось стрелять! Впрочем, я не уверен насчет причины: это потому, что опыт крут сам по себе, или оттого что я ассоциирую пушки с любимыми героями и историями? Другими словами — мой кайф был теоретическим или физическим?

Возможно, и тем и другим. Следующий шанс пострелять представится мне несколько недель спустя. Мой выбор: Heckler & Koch G36. На этот раз я стреляю не стоя, а сидя в палатке, разбитой на площади Форума в Инглвуде, Калифорния, а курок, который я жму, располагается на игровой консоли. Через несколько секунд я в составе группы небритых мужчин, чья молодость пришлась на 2000-е, и пары-тройки женщин брошусь с головой в омут игры Call of Duty: Modern Warfare Remastered.

Call of duty

Скриншот компьютерной игры Call of Duty

Подобные стрелялки от первого лица доминируют на рынке видеоигр по одной простой причине. Они комбинируют личный опыт героя боевика с фантазиями, которые порождает крутая история. Звук, графика и характеры героев захватывают тебя целиком и полностью, а довершает эффект азарт от новых рекордов и возможности обыграть сотоварищей.

Пока я сижу в палатке с обычными игроками, где-то в VIP-зале в эту же игрушку так же режутся игроки звездные: Майкл Фелпс, Деррик Роуз и Карл-Энтони Таунс. Это событие по размаху сродни карнавалу: фестиваль фанов Call of Duty XP компания Activision проводит впервые за 5 лет. Помимо прочего, ивент призван пропиарить грядущий релиз Call of Duty: Infinite Warfare. Помимо трех игровых палаток, здесь есть поле для пейнтбола, «пространство виртуальной реальности» из переоборудованных складских контейнеров, чемпионат по е-спорту и выставка военной техники.

Call of Duty — Голиаф в мире игр. Каждый новый релиз — величайшее событие года. В прошлом году Call of Duty: Black Ops III принес производителю $550 млн в первые три дня продаж, а сама индустрия видеоигр потихоньку затыкает за пояс Голливуд, предоставляя каждому из нас легкую и безопасную возможность учинить кровавую бойню.

После событий в декабре 2012 года, когда 20-летний Адам Ланца расстрелял в школе двадцать детей 6–7 лет и шестерых взрослых, вице-президент и Национальной стрелковой ассоциации Америки Уэйн ЛаПьер нанес по видеоиграм выстрел из крупнокалиберной пушки. «Это существует в нашей стране... Бездушная, развращенная, наполовину теневая индустрия, продающая и сеющая насилие, — заявил он. — Мерзкие, жестокие видеоигры».

Джон Уик

Постер фильма «Джон Уик»

Не вините оружие, призывал ЛаПьер, — вините видеоигры. Когда миллионы детей проводят бесконечные часы за шутерами от первого лица, логично поинтересоваться — не притупляются ли их чувства? Не склоняются ли они к насилию? Да только вот ЛаПьер, с присущей ему склонностью все упрощать, забыл о некоторых важных вещах. Например, о том факте, что оружейные компании вовсю сотрудничают с производителями шутеров, помогая тем приблизить графику, саунд и все остальное к реальности.

Ни один из разработчиков видеоигр не согласился рассказать нам на диктофон о своих контактах с производителями оружия. Но Марк ДеЛора, бывший советник Белого дома по вопросам цифровых медиа и ветеран геймерской индустрии с 20-летним стажем, лично видел, как дизайнеры стреляли в тирах из реальных пистолетов, чтобы записать звук стрельбы для своих видеоигр.

«Реализм в этом деле крайне важен, ведь именно его требуют покупатели, — объясняет он. — И поэтому все, что создатели теоретически могут сделать для приближения атмосферы игры к реальности, они сделают и на практике».

«Производители оружия широко используют компьютерные 3D-модели, — говорит Саймон Паркин, автор книги «Смерть за игрой», — и никто не мешает им отсылать их разработчикам игр. Они ведь работают на том же софте, тех же 3D-движках. Именно поэтому они так точно воспроизводят внешний вид оружия. Я доподлинно знаю, что именно так было с франшизой Call of Duty».

13 часов: Тайные солдаты Бенгази

Постер фильма «13 часов: Тайные солдаты Бенгази»

Анонимный источник в Activision заявил нам, что «компания получает лицензию производителя на использование образа оружия для Call of Duty». Перевод: Activision платит производителю за то, чтобы тот разрешил использовать в игрушке свои новинки. Цена «лицензионного соглашения» неизвестна. Это может быть разовый платеж либо небольшой процент с каждой проданной игры. Выходит, как производители оружия, так и руководимая ЛаПьером Национальная стрелковая ассоциация частично спонсируются всеми, кто покупает Call of Duty.

В отличие от кино, влияние цифровых медиа на продажи оружия не так ощутимо. «Это маркетинг, — неопределенно констатирует ДеЛора, — люди видят в игре конкретную модель пушки и, возможно, захотят ее купить, потому что она крутая». Как бы то ни было, нет никакой четкой статистики, которая доказывала бы прямую связь между видеоиграми и объемом продаж огнестрельного оружия. И главное: подавляющее большинство ученых не видят сколько-нибудь серьезной зависимости учащающихся случаев насилия от жестоких игр, фильмов и сериалов.

«Если это и можно назвать влияющим фактором, то 25-м в списке из 25-ти, — говорит Констанс Штейнкюхлер, профессор Университета штата Висконсин, специалист по видеоиграм и игровому обучению. — Бедность, психические расстройства и доступность огнестрельного оружия играют куда более важную роль».

«Я не обнаружил свидетельства того, что просмотр фильмов с насилием и любовь к жестоким компьютерным играм коррелируют с насильственными преступлениями», — констатирует Кристофер Фергюсон, профессор психологии Стетсонского университета, автор внушительного ряда публикаций по теме. А вот противоположное утверждение, наоборот, может быть истинным.

В 2014 году Университет Виллановы опубликовал исследование под названием «Видеоигры и насилие в реальном мире: риторика против цифр». Было выявлено, что в дни релизов популярных шутеров — включая особо жестокие, вроде Call of Duty, — число насильственных преступлений в молодежной среде резко шло на убыль. Причина проста: огромный процент молодых людей вместо того чтобы шататься по улицам сидели прикованные к своим консолям, как минимум какое-то время.

И все же я не могу окончательно избавиться от мысли, что медиасреда порождает нашу лояльность к оружию, обусловливая рост его популярности в массах. И это не вина одного только Голливуда и индустрии компьютерных развлечений — у СМИ здесь тоже рыльце в пушку. Яркий пример: когда через пару дней после бойни в Орландо в новостях по ошибке объявили, что стрелок Омар Матин использовал AR-15, количество поисковых запросов «AR-15» в Google взлетело в разы. Но как только уточнили, что на самом деле он стрелял из Sig Sauer MCX, точно такой же всплеск продемонстрировали запросы «Sig Sauer MCX». Люди хотели видеть, что именно было в руках у террориста. Почти наверняка кто-то из интересующихся прикупил девайс и себе.

Убийца

Постер фильма «Убийца»

На протяжении тысячелетий истории — и в особенности саги о героях — использовались для того, чтобы влиять на жизнь людей. Антрополог Джозеф Кэмпбелл, автор эпохального труда по мифологии «Герой с тысячью лицами», прославился благодаря тому, что отследил трансформацию героев легенд и миров из культуры в культуру, по всему миру. Джордж Лукас осознанно интегрировал работу Кэмпбелла в «Звездные войны». Легионы продюсеров и режиссеров последовали его примеру, и сегодня герой почти всегда экипирован оружием.

«Я думаю, Call of Duty дает геймерам возможность делегировать себе полномочия героя в ненастоящем мире, — заключает Штейнкюхлер, — и, по правде говоря, меня это не сильно пугает». Но что, если те из нас, кто слетел с катушек, рассказывают себе свою собственную историю героя с собой в главной роли? Разве полоумный Гэвин Лонг — который, не забывайте, был морпехом — не ощущал себя героем, когда расстреливал троих копов в Батон Руж? А Омар Матин в Орландо? А Мика Джонсон, еще один ветеран-вояка, в Далласе? Все они фантазировали и воплощали эти фантазии в жизнь. Но что еще важнее — каждый из них имел доступ к оружию, несмотря на ментальные расстройства. Ни мы сами как избиратели, ни политики, которые нас обслуживают, не в силах разжать мертвую хватку Национальной стрелковой ассоциации на шее Конгресса, даже несмотря на то, что девять из десяти американцев — как любители, так и ненавистники оружия — поддерживают обязательную проверку всех кандидатов на его приобретение, ношение и хранение.

Весь мир смотрит голливудские фильмы и играет в кровавые компьютерные игрушки, но процент убийств с использованием огнестрела в США на 25% выше, чем в других развитых странах, — просто потому, что на наших улицах больше оружия. Так может, все дело в том, что Голливуд не влияет на нашу жизнь, а отражает ее? Нам так удобно смотреть одни и те же чертовы фильмы, играть в одни и те же игры и кайфовать от одних и тех же эмоций, что ослепли и перестали замечать лазерную точку прицела промеж своих собственных глаз.

Это интересно:

Красотки из Синалоа: как проходят мексиканские конкурсы красоты >>

Эротический карнавал «Санктум»: закулисье >>

23 самых сексуальных фото недели в Instagram >>

15 самых сексуальных актрис 2016 года. Угадай, кто попал в наш список? >>

28 сексуальных фото младшей дочери Дональда Трампа >>

Самые сексуальные женщины в политике >>

Меланья Трамп: 16 лучших фото из твиттера первой леди США >>

Фестиваль Burning Man: выжечь святую землю >>

Робокопы: к чему приведет использование полицией роботов >>