Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей

02.04.2021

Воплощенные в жизнь фантазии об идеальных людях. В чем их плюсы, минусы и где нащупать грани допустимого?

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей

Фото @lilmiquela

Еще вчера виртуальные модели снимали сториз в Instagram. Сегодня разбредаются по комнатам в СlubHouse, чтобы поучить нас жизни. А завтра шагнут в реальный мир — и на утренней пробежке в парке мы будем встречать их с собаками-роботами на поводке.

На самом деле будущее уже наступило, причем давно. Сюжеты, придуманные писателями-фантастами полвека назад, вошли в нашу жизнь так плавно и естественно, что почти всякий, заметив их сегодня, скажет: «А что в этом особенного?».

Один из таких — цифровые люди, которые уже среди нас. Не имеющие ни крови, ни плоти, полностью сгенерированные с помощью 3D-технологий, они успешно живут в сети (то есть там же, где и мы), мимикрируют под нас, копируют стиль, бытовое поведение и внешне ничем не отличаются от миллионов юзеров, пропускающих через фильтры и выкладывающих в аккаунты свои отретушированные фото.

Речь о виртуальных fashion-инфлюенсерах: за последнюю пятилетку они буквально наводнили социальные сети и постепенно сживают со свету моделей реальных в конкурентной борьбе, в которой последние начали стремительно проигрывать. Пандемия 2020/2021, замедлившая пульсацию офлайн-жизни вообще и активности в мире моды в частности, лишь обострила конфликт.

Диджитал-инкубатор

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @lilmiquela

Эру CGI-моделей примерно в одно и то же время открыли Лил Микела (@lilmiquela) и Шуду Грэм (@shudu.gram). Первая — манекенщица, певица и диджейка, за чьей жизнью сегодня следит 3-миллионная армия фанатов, именующая себя «микелитами».

Микела сочиняет песни, записывает клипы на YouTube, позирует в Prada, Chanel, Versace, Fendi, Burberry и Calvin Klein, участвует в рекламных кампаниях, снимается для глянца и направо-налево раздает мотивационные интервью. Кто стоит за этой мультособой, вобравшей в себя самые популярные черты тысяч девушек и включенной журналом Time в Топ-25 инфлюенсеров мира, долгое время не было известно. Но каминг-аут все же последовал: Микела оказалась плодом креативной мысли Тревора Макфедриса и его коллег, разработчиков из американской компании Brud, привлекающей крупные бюджеты от инвесторов из Кремниевой долины.

Вторую крипто-крошку, Шуду Грэм (сейчас 215 тыс. подписчиков), придумал лондонский фотограф Кэмерон-Джеймс Уилсон, скрестив в ней два референса — внешность манекенщицы Даки Тот с чертами куклы Барби в образе южноафриканской принцессы.

Позднее к Микеле и Шуду примкнули десятки других созданных на компьютере ролевых моделей. «Я королева роботов», — заявляет в своем профиле подружка Микелы Бермуда (@bermudaisbae, 300 тыс. подписчиков), еще один киборг стартапа Brud.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @bermudaisbae
Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @bermudaisbae

«Я интересуюсь японской культурой, кино и артом», — сообщает нам Имма (@imma.gram, 333 тыс. подписчиков), которая специализируется на спецэффектах для фильмов и компьютерных игр.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @imma.gram
Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @imma.gram

В настоящий момент Имма — одна из самых популярных цифровых моделей в Японии. Ее создала студия производства компьютерной графики CG Modeling Cafe. В переводе с японского ее имя означает «сейчас»

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @imma.gram

«Я продюсирую музыку и болею за команду NBA Washington Wizards», — указано в профиле Лиама (@liam_nikuro, 14,2 тыс.). Сценарий его жизни, как и целого выводка его цифровых собратьев и сестер — Дагни, Коффи, Бойси и других, пишет «первое в мире агентство виртуальных моделей» The diigital Model’s.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @liam_nikuro
Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @liam_nikuro

Все они — воплощенные в жизнь фантазии разной аудитории об идеальных людях, недостижимый абсолют, позволяющий продавать публике товары и услуги, монетизируя ее же комплексы.

Ира, подвинься!

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
@imma.gram

В мрачном 2020-м, когда из-за пандемии нового коронавируса закрылись бутики, были поставлены на «стоп» Недели моды, фабрики текстиля стали шить защитные комбинезоны для медперсонала и маски, а парфюмерные заводы — разливать санитайзеры, основные продажи в сегменте «люкс» переместились в онлайн, и тут «акции» цифровых моделей скакнули вверх как никогда прежде.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @blawko22

Они и раньше-то чувствовали себя вольготно. Не нужно звать на кастинги, одежда всегда сидит наилучшим образом, без труда выполняют все прихоти заказчика, не тратят ни малейших усилий на то, чтобы выглядеть на миллион, не устают, не стареют. А еще нравятся как идея и своенравным миллениалам, и еще более взыскательным зумерам — преимущества этих малых перед живыми ветеранами подиумов fashion-гигантам стали очевидны очень быстро (настолько быстро, что британская модель Луис Стоун позволила себе крик отчаяния в интервью BBC: «Конкурировать с идеальными несуществующими девушками просто страшно!»). А уж теперь, с введением тотальных ограничений из-за вируса, они стали для брендов настоящей палочкой-выручалочкой.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @shudu.gram

Если условная Ирина Шейк может дыхнуть на тебя инфлюэнцей, а условной Даутцен Крез не добраться до места съемок даже частным бортом из-за закрытия границ, то с CGI-моделями потенциальных проблем легко избежать. К тому же даже на фоне страшных новостей о смертях от COVID-19 они могут и дальше продолжать помогать брендам устанавливать эмоциональную связь публики с товарами, и никаких обвинений в неуместности: мол, что с них возьмешь — они же роботы.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @shudu.gram

Однако именно это и порождает дискуссии об этичности существования цифровых моделей в медийном пространстве. Совершенно очевидна проблема их абсолютной «идеальности» и «нечеловечности». Кибер-модели задают сверхнереалистичные стандарты красоты и заставляют людей еще больше комплексовать из-за своих «несовершенств». Кроме того, тот факт, что они персонажи вымышленные, неизбежно обесценивает все проблемы, которые придумываются авторами-сценаристами, с целью привлечь внимание к важным вещам.

Грани допустимого

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Британец Кэмерон-Джеймс Уилсон, сгенерировавший темнокожую модель Шуду

Создателям цифровых инфлюенсеров приходится ходить по тонкому льду, балансируя между хайпом (генератором реакций, а значит, и денег) и этичностью своих действий. И, поскольку институт репутации на Западе работает, всегда есть риск остаться без контрактов крупных рекламодателей.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @blawko22

Так Кэмерон-Джеймс Уилсон, объявивший себя автором Шуду Грэм, не так давно столкнулся с обвинениями в расизме. «Белый фотограф нашел новый способ зарабатывать на темнокожих женщинах», — писали люди. В свою очередь цифровая Лил Микела поддержала на своей страничке движение Black Lives Matter, однако подверглась критике со стороны ЛГБТ-сообщества после своего поцелуя с Беллой Хадид в рекламной кампании Calvin Klein.

«Всем известно, что Белла Хадид гетеросексуальна. Прекратите играть на ЛГБТ-теме для продажи нам своей одежды», — писали пользователи, перед которыми создатели извинились за квирбейтинг — намеренную эксплуатацию гомосексуальных образов ради усиления привлекательности продуктов для ЛГБТК-людей.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Американец Уилсон Тревор Макфедрис, создатель девушки из «нашего двора» Микелы и ее друзей: блондинки Бермуды (на фото со своим создателем) и ее парня Блауко

В конце прошлого года в сети появилась история о том, что виртуальная Микела подверглась сексуальным домогательствам в такси. Она вызвала машину при помощи карпул-сервиса, разделив поездку с еще одним пассажиром, который начал вести себя по отношению к ней неподобающим образом.

«Я чувствовала холодную и большую руку этого парня, он трогал мою ногу, как будто проверяя, настоящая ли я», — рассказывала она в видеоролике.

Пользователи сети ожидаемо раскритиковали компанию Brud за сексуализацию насилия, эксплуатацию болезненной темы в коммерческих целях и обесценивание чувств девушек, действительно попавших в подобные ситуации.

Правда, вскоре выяснилось, что первоисточник новости — твиттер сторонней пользовательницы, которая в теории могла создать такой ролик самостоятельно, а значит, формально с Микелы взятки гладки.

Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Цифровая девушка с «нестандартными формами» Бренн. Фото @brenn.gram
Крипто-крошки и их айти-папочки: истории цифровых моделей-инфлюенсерш и их создателей
Фото @brenn.gram

Во избежание новых острых ситуаций виртуальные модели стали вести себя с публикой предельно открыто. Они постоянно напоминают в своих постах о том, что они 3D-персонажи. В остальном же документируют свою жизнь так, чтобы их нельзя было отличить от реальных людей, коими они стремительно и становятся, аккумулируя в своей жизнедеятельности все самые передовые достижения науки и техники. Так как начет совместной пробежки в парке?

Рекомендуем