КРИСТОФЕР УОКЕН

23.05.2011

PLAYBOY Что вы чувствуете, когда читаете о себе статью, начинающуюся со слов типа: «В мире полно актеров-упырей, но ни от кого из них не передергивает сильнее, чем от Кристофера УОКЕНа». Или: «Кристофер  УОКЕН – самый скользкий тип большого экрана»?

УОКЕН Надеюсь, я все же не скользкий тип. Скользкий тип – это даже не млекопитающее, это ближе к насекомому, к слизняку. А вот упырь – это нормально. Упырей боятся лошади, а они такие чувствительные.

PLAYBOY Вас не настораживает, что все ваши герои – плохие парни, всегда готовые убить друга, коллегу или ребенка? Вы как-то раз говорили, что с такой внешностью, как у вас, вы попросту обречены играть психов и злодеев. Что, и впрямь считаете, у вас внешность злодея? Не боитесь стать пародией на самого себя?

УОКЕН Это шоу-бизнес. (Говоря о шоу-бизнесе, УОКЕН имеет в виду в первую очередь театр и мюзиклы. – Прим. перев.) Я в нем с трех лет, и это оставило на мне отметину. Я пришел с планеты Шоу-Биз, не с планеты Голливуд – я о Голливуде вообще ничего не знал, пока не вырос. То, как я выгляжу, как говорю, как думаю, – это все вышло из шоу-бизнеса. Как результат – я оказался хорош для определенного амплуа: человек не от мира сего, из приграничной зоны.

PLAYBOY Вы хорошо учились?

УОКЕН Никогда. Я не любил учиться и всегда бесился от того, что вынужден это делать.

PLAYBOY Почему?

УОКЕН У меня нет детей, но я считаю, что хоть закон и обязывает отдавать их в школу, на самом деле главное для ребенка – научиться читать. Да, немного математики, немного письма, но глав ное – все же книги. Это лучшее, что мне дало мое образование.

PLAYBOY А если бы у вас были дети, вы бы отдали их в школу?

УОКЕН Не думаю. Я считаю, школа может причинить тебе столько же пользы, сколько и вреда. Со мной было именно так. Она просто была чем-то, что делаешь каждый день. Принималась как данность, на которую ты должен тратить огромное количество времени.

PLAYBOY Правда ли, что Энтони Перкинс (исполнитель роли маньяка Норманна Бэйтса в триллере Альфреда Хичкока Psycho. – Прим. перев.) поделился с вами секретом вечной густой шевелюры?

УОКЕН Точно. У него был замечательный хаер. Он говорил, что причина облысения у мужчин помимо генетики состоит в том, что, чем мы старше, тем сильнее скальп натягивается на череп, кровь от него отходит и фолликулы усыхают, особенно во время стресса. Он очень много об этом знал. Он говорил, что у женщин под кожей есть слой ланолина, отсутствующий у мужчин, в силу чего они и лысеют.

И он сказал мне: что тебе нужно – так это потягивать свои волосы вперед, минут по пять в день. С тех пор я делаю это каждое утро. Надо просто взять весь свой хаер в пучок и потянуть со всей силы, подергать в разные стороны, повращать. Я слышал, у Кеннеди, когда тот был в Белом доме, для этого существовал специальный человек: приходил и драл его за волосы. Поэтому у него тоже была замечательная шевелюра.

PLAYBOY Съемки фильма «Охотник на оленей», за который вы впоследствии получили «Оскара», проходили в Таиланде на реке Квай. Вы пробовали тамошний опиум?

УОКЕН Кто-то угостил меня плюхой, я не знал, что с ней делать, и потому по окончании съемок взял да и съел ее. Под этим делом я попал в городок Пе Лот. Он был похож на город Дикого Запада, каким его показывают в вестернах: деревянные тротуары и парни с пушками. Я съел опиум, и мне стало очень, очень плохо. По желудочно-кишечной части. Как только я добрался до Америки, я тут же пошел к доктору, который выяснил, что мне дали опиум, смешанный с дерьмом буйвола. Я подцепил какую-то желудочную бациллу и очень долго лечился.

PLAYBOY Чем были для вас 60-е? Вы проходили через этап увлечения наркотиками?

УОКЕН Разумеется.

PLAYBOY Повлияло это как-то на вас?

УОКЕН Да, но это пошло мне во благо. Потому что я узнал все, что нужно о них знать, и с тех пор ни-ни. Даже не хотелось никогда, и уговорить себя ни разу не дал. Как только наркота перестала быть интересной мне, я тут же перестал быть интересным ей. Мы с ней друг друга бросили. Такие вот у нас отношения.

PLAYBOY У вас когда-нибудь был кислотный бэд-трип?

УОКЕН О да, был. На самом деле именно из-за него я и бросил. Я даже слушать о кислой с тех пор не желаю. У меня со всем так. То же произошло и с сигаретами, когда мне было под 40: как только я начал чувствовать, что мне из-за них плохо, я тут же бросил курить. Мне в этом плане повезло. Есть точка, на подходе к которой твои тело и мозг говорят тебе, что ты должен сделать. И если ты это игнорируешь, ты просто дурак.

PLAYBOY Шон Пенн сказал, что у вас в крови поэзия, только вот непонятно от кого: от ангела или от сатаны.

УОКЕН Какая прелесть. Если ты можешь сыграть одного, то сыграешь и другого.

PLAYBOY А в кого из двоих вы верите?

УОКЕН Рай и ад? Увольте. Жизнь после жизни, только так. В смерть я не верю. Я помню, как ребенком стоял на похоронах дяди, смотрел на него и думал: я не верю во все это, в этом нет смысла. И до сих пор так думаю. На днях я смотрел по телевизору фильм с актером, который мне очень нравится. Потом я вдруг вспомнил, что он давно умер. Но он не мертв, вот в чем штука; вот же он, на экране! Жизнь для меня слишком замечательна, чтоб я вот так вот взял и поверил, что она кончится.

PLAYBOY Энди Уорхол неоднократно упоминал вас в своих дневниках, по большей части одновременно упоминая некую журналистку по прозвищу Тинкербелл. Вы ее помните?

УОКЕН Да, конечно. Ее больше нет с нами.

PLAYBOY Уорхол пишет: «Она рассказывала, как обычно справляется с теми, кого интервьюирует. С Кристофером УОКЕНом она справилась так, что его жена была очень расстроена». Как ваша жена об этом узнала?

УОКЕН Я никогда не знал Тинкербелл с этой стороны. Я помню ее еще с тех времен, когда шастал по клубам. Постоянно встречал ее в Studio 54.

PLAYBOY Уорхол написал в дневнике 16 января 1979 года: «Тинкербелл спросила, как мог я растрепать людям, что она откуривала у Криса УОКЕНа, а я сказал, что я никому об этом не говорил и, мало того, вообще не знал».

УОКЕН Слушайте, я не знаю, это такие люди, на самом деле… – ну да, обо мне можно рассказать какие-то вещи, но вот это я буду отрицать полностью.

PLAYBOY 14 марта 1985 года Уорхол написал по поводу вас и Микки Рурка, что после вечеринки Дино Де Лаурентиса в «Ало Ало», перед тем как Рурк удалился в обществе нескольких девушек, «он и Крис УОКЕН подарили друг другу прощальный поцелуй в губы, так нежно, так по-гейски. А Крис Уокен был так пьян, он говорил, что устал от своей шевелюры, он покрасился в блондина и хотел перекраситься».

УОКЕН (Смеется.) Да, я помню, там был Микки. Он налил мне какой-то странный зеленый напиток. Актеры иногда целуют друг друга, но я не думаю, что то был поцелуй в губы. Едва ли между мной и Микки что-то было. Все это звучит как сюжет для хорошей книги.

PLAYBOY В 1973 году в шоу «После полуночи» вы признались, что ощущали вашего героя Бассанио в «Венецианском купце» (речь о спеꬬтакле. – Прим. перев.) как бисексуала, и – цитирую – «полагаю, так же я ощущаю и себя самого, мне горько осознавать, что я связан брачным обетом с гетеросексуальностью… моя голова бисексуальна».

УОКЕН Что, я и впрямь так сказал? На самом деле я думаю, что голова актера не бисексуальна, – она асексуальна. Мне нравятся статисты, они бесполы. Актрис я называю актерами. Актер должен видеть историю с такого количества сторон, с какого вообще возможно. Видимо, это я и имел в виду, когда произносил те слова. Хотя та постановка «Венецианского купца» и впрямь была завязана на гомосексуализме. Так хотел режиссер.

PLAYBOY А что подумала ваша жена, когда узнала о тех ваших словах? УОКЕН Жена давно ко мне привыкла. Ей уже столько про меня рассказывали...

PLAYBOY Вы рады, что вы не женщина?

УОКЕН Мне это нравится по ряду причин. У парней лучше получаются дела, какими бы они ни были. Родившемуся парнем в жизни проще. Я не хочу сказать, что мужчины лучше женщин, просто мужчины и женщины – разные люди. Тут по большинству критериев не может быть вообще никакого сравнения. Возьмите такую вещь, как рождение ребенка. Мозг мужчины попросту не заточен под понимание этого. С другой стороны, женщине тоже не объяснишь, что такое стояк. Все это не имеет никакого отношения к количеству и качеству мозга, просто мужчины, образно выражаясь, получают лучших агентов. Они приходят в наш мир с большими шансами построить карьеру и вообще преуспеть в разных областях.

PLAYBOY Вспомните свой самый сильный в жизни испуг.

УОКЕН Это произошло, когда я застрял в лифте с 800-фунтовой гориллой.

PLAYBOY Серьезно.

УОКЕН Бодлер как-то сказал: «Я чувствовал ветер под крылами безумия». Такое произошло со мной, когда мне было за 40. Я действительно тогда испугался.

PLAYBOY Вы пытались получить помощь профессионалов? УОКЕН Я пробовал, было два или три визита. Доктор был очень приятным человеком, но я сказал ему: «Это не то, что я хотел бы делать». И он ответил: «Да, ты прав». Ты должен иметь четкое ощущение самого себя и перспектив своей жизни, порой расширяя кругозор и понимая, что со своим сознанием надо вести себя смелее. Не стоит его бояться, надо просто в него нырнуть.

PLAYBOY И в какие же степи вас уносит ваше сознание?

УОКЕН В моменты такого самокопания я всегда осознавал себя наименее важным объектом из всех существующих. Я выполнял самую неинтересную работу, был последним, кого люди хотели бы видеть рядом с собой. Но большинство моих проблем выглядели полной фигней по сравнению с проблемами людей, больных раком, или тех, у кого что-то случилось с близкими.

PLAYBOY Да уж, крылья безумия – вещь и вправду серьезная.

УОКЕН Это точно. Но с ума ведь сходят абсолютно все люди. А к сумасшествию автоматом прилагается щепотка жалости к себе. Так вот, поняв, что внутри тебя ноет эта штука, зацикленная сама на себе, — просто будь смелым. Кто-то как-то раз сказал мне, что все мы рукопожаты, просто кто-то пожал более правильные руки, чем все остальные. Поэтому нет смысла завидовать окружающим. Каждый человек — центр какой-нибудь вселенной. И лучшее, что ты можешь сделать, — остаться уникальным собой.