Лигалайз: с утра я — пуленепробиваемый

23.12.2016

Незадолго до выхода нового альбома «Живой» мы встречаемся с Андреем в бургер-баре на Садовом кольце.

Задержавшийся из-за вечных московских пробок рэпер заказывает большой американо, куда сразу же выливает принесенный следом эспрессо со словами «Это у меня ритуал такой своеобразный».

pb_IMG_0469_

Фото из личного архива

PLAYBOY Знаешь, ты первый российский рэпер, у которого мне довелось брать интервью, — обычно как-то все больше с иностранными артистами общаюсь, и даже вопросы изначально привычно формулировались на английском.

ЛИГАЛАЙЗ Ну, это незабываемый опыт — твоя жизнь поделилась на «до» и «после»! А вообще, можешь и по-английски — у меня в этом плане то же самое, про музыку я сам чаще и читаю по-английски, и общаюсь с американцами. Здесь я не могу ни с кем общаться на одном уровне про хип-хоп — я так много знаю про него и так глубоко копаю, что даже неприлично.

Я общаюсь онлайн с людьми из Швейцарии, Америки, Франции, Грузии в один момент времени, причем со всеми делаю разные клевые проекты

Поэтому у меня весь круг общения только в фейсбуке — это гениальное изобретение человечества, как и вообще интернет. Я долго время был от соцсетей в стороне, потом чуть-чуть поигрался в твиттер, во Вконтакте сунулся и сразу убежал оттуда, как от какого-то зоопарка, где зверей выпустили.

А фейсбук стал для меня оптимальным выбором — вопреки всем существующим карикатурам, показывающим, как наша жизнь стала скудной, что мы уставились в экран. Я в этом экране одновременно общаюсь в онлайне с людьми из Швейцарии, Америки, Франции, Грузии в один момент времени, причем со всеми ними делаю разные полезные клевые проекты.

Я общаюсь с кумирами своего детства и юности — благодаря фейсбуку на днях вышел спродюсированный мной альбом легенды Куинса Майки Ди. Вокруг неограниченное количество информации, музыки, фильмов, книжек, каких-то документов.

PLAYBOY Раньше была проблема ограниченности информации, а сейчас существует другая проблема — ее фильтрации. Помнишь такую программу SoulSeek?

ЛИГАЛАЙЗ Да, конечно — SoulSeek, AudioGalaxy, Kazaa. Вообще, здесь подходит слово «инфляция». Раньше были, например, кассеты, и у кого была информация — тот был королем. У меня были дружбаны, у которых были дружбаны в американском посольстве. У них из-за этого были старые затертые кассеты — четыре клипа и четыре альбома Public Enemy, N.W.A. и так далее.

Ограниченность информации заставляет включаться фантазию и воображение, дорисовывать все по точкам. То, что мы придумывали и создавали, конечно, было намного круче именно потому, что это было свое — мы смотрели внутрь, а не наружу. Сейчас есть свои плюсы, свои минусы — как и раньше, но действительно ценилась тогда информация больше.

Возможно, мне мешает нагромождение знаний. Но я стараюсь сбрасывать с них пыль

Я засыпал и просыпался с одной кассетой Public Enemy. Ну а сейчас вся информация находится в твоем телефоне на расстоянии клика, и это очень круто. Зато сложно во всем этом разобраться и сформулировать фильтр, который помогал бы отсеивать порожняк, которого очень много — 85%, а то и больше. Еще шагнул маркетинг — можно разрекламировать любое говно, которое, в итоге, берут охотнее, чем нераскрученную классную музыку.

Хорошо, что еще тогда мы выработали тот самый фильтр — не представляю, как люди сейчас во всем разбираются. Но у них получается, по-другому, не так, как у нас, но получается. Все-таки интуитивный подход, мне кажется, честнее у подростков, ведь мы сами сейчас делаем выбор осознанно, на основании выработанного вкуса, а что правильнее — неизвестно.

PLAYBOY В одном из своих интервью ты отмечал, как тебе понравилась цитата Шнура про то, что страну по-настоящему любит тот, у кого болит за нее душа и кто болезненно реагирует на все ее несовершенства и пороки. У тебя похожие эмоции, по твоим словам, вызываются отечественным хип-хопом, а общаешься ты, в основном, с иностранцами. Тебе так проще?

ЛИГАЛАЙЗ Да у меня все нормально. Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что я жалуюсь, не понят, не свой. У меня такого нет — мне очень зашибись. Я так глубоко зарылся во все эти знания, дискографии рэперов, закономерности возникновения музыкальных течений, что пришло глобальное осознание этого жанра — зачем он, куда он, для чего он.

Возможно, это нагромождение знаний мне в какой-то мере и мешает, но я стараюсь сбрасывать скопившуюся на них пыль, чтобы быть свежачком, отменять все правила. В какой-то момент я просто заставил себя слушать самых юных, самых революционных американских представителей жанра, от которых плюются ветераны. А теперь я сам рублюсь со старперами, ноющими «Куда катится хип-хоп?» — защищаю молодых, которые ломают устои.

PLAYBOY Кого именно ты имеешь в виду?

ЛИГАЛАЙЗ Их очень много — каждую неделю я нахожу по 5-6 новых имен. Сейчас, например, это Lil Uzi, Lil Yachty, Desiigner, Дензел Карри, Young Thug, Future. Хотя этот уже, конечно, стал махиной, лицом современной музыки.

Хотите узнать, какой сейчас актуален звук в музыке? — включите Future. Может нравиться — не нравиться, но таков сегодняшний звук. В Америке сейчас адское соревнование на выживание — они выпускают по 5-6 микстейпов, фактически стопроцентных альбомов, наполненных хитами, в год. Чувакам, которые возмущаются, стоило бы поучиться. Каждый из тех, кого я перечислил, кроме, пожалуй, Дензела Карри, придумывает свое собственное звучание, и это очень здорово. Это роднит их с золотой эрой хип-хопа, когда было западло звучать, как кто-то, и нужно было приходить со своим стайлом.

Я не хожу на концерты — для меня это торговля таблом и лишний стресс

Если ты был похож на кого-то, то тебя сразу диссили (От ам. жаргонного dis — грубить, оскорблять. — Прим. авт.) как «байтера» (от англ. bite — кусать, термин, изначально применяемый в культуре граффити по отношению к копирующим чужие идеи — Прим. авт.) В какой-то момент в 2000-х стало наоборот — котировались только те, кто был похож на какого-то короля звука. Хотя и сейчас вот есть тот же Future, на которого все равняются — и Канье уже делает что-то похожее, и Дрейк с ним записывается. Те же Lil Uzi и Lil Yachty тоже автотьюново-певчие, но, тем не менее, они каждый придумывают свое собственное звучание, свою флэйву, и этому у них стоит поучиться.

Важна подвижность — как душевная, так и вкусовая. Себя по щекам хлестать, все время обновляться. В этом смысле я сейчас нахожусь в очень хорошем подвижном состоянии, и это мне нравится. Потребовалось какое-то время, чтобы выползти, прийти в творческий тонус, чтобы опять почувствовать вкус к жизни.

Девиз «Живой» и название альбома на 100% соответствуют моему душевному расположению сейчас, моему состоянию и моей философии.

PLAYBOY Ты перенял какие-нибудь фишки от перечисленных тобой рэперов, которые можно услышать на «Живом»?

ЛИГАЛАЙЗ Не исключено. У всех по чуть-чуть беру, какие-то малюсенькие приемы. Не бросаюсь сразу переделывать и подхватывать, потому что самое ценное для артиста все-таки — его собственный звук. Его нужно развивать, дополнять какими-то нововведениями. Для меня было важно обновить всю прошивку, но остаться собой же. Это как обновление Windows — «Винда» 7-я, 8-я, 10-я. Для меня в этом плане примеры — Jay Z, Эминем, которые выпускают практически один и тот же альбом каждый год.

Мы с тобой оба знаем, что новый альбом Jay Z будет зашибись. Он будет самым современным, самым ультра-прогрессивным по сравнению с юными новичками, поэтому я посмеиваюсь, когда мне говорят: «Ну это же спорт молодых чуваков». Они просто забыли об этом сказать Jay Z, Канье Уэсту, Nas, Radiohead и Тому Йорку, Coldplay.

PLAYBOY Был на выступлении Дензела Карри летом? Сейчас происходит столько крутых привозов в рамках жанра, но я заметил, что представителей российской хип-хоп-сцены редко на них встретишь.

ЛИГАЛАЙЗ Я не хожу на концерты — для меня это торговля таблом и лишний стресс. Хотя надо бы, на самом деле, — когда я бываю в Европе, не очень часто, правда, в последнее время, то там люблю ходить. Вот я был на всех концертах «Ляписа Трубецкого», ездил за ними как футбольный фанат.

PLAYBOY В ноябре был Баста Раймc, а в декабре — Game приедет с живой группой.

ЛИГАЛАЙЗ Ого, Game с лайв-бэндом?! Удивительно! Он музыкант, конечно, еще тот в кавычках. А Баста Раймc — это эталон живого выступления, причем для любого жанра.

PLAYBOY С ним вместе едет Grandmaster Flash. Ты смотрел «Отжиг»?

ЛИГАЛАЙЗ Я почитал отзывы на тему того, что это, скорее, постановочный, «оперетточный» жанр, и чувствую, что не осилю. Многие были готовы к такому — «трушные» критики из моего круга общения думали, что он будет более документальным. Надо найти настроение — я что-то и «Люка Кейджа» не смог смотреть. Вообще из сериалов мне нравятся мрачные марвеловские «Защитники» — «Джессика Джонс», «Сорвиголова». Я обычно выбираю для себя самый топ — для меня на первом месте навсегда останется «Сопрано», номер два — это «Во все тяжкие». А сейчас «Западный мир» вот подбирается к этому — это какой-то новый уровень сознания.

У меня нет фильтра. Если прочитаю в интернете что-то негативное, меня это повергает в уныние

PLAYBOY Ты где-то говорил, что любишь панк.

ЛИГАЛАЙЗ Я фанат «Ляписа-Трубецкого» — я очень совпал с Михалком и его моментом реинкарнации. Редчайший случай, когда группа умерла, восстала из пепла, как Феникс, и стала гораздо круче. Из какого-то пьяного поп-блатняка превратилась в альтернативную группу номер один. Люблю Ramones, The Clash — одна из моих любимых групп, а вот Sex Pistols я не очень люблю, хотя они и есть четкая формула панка.

PLAYBOY Панк-настроение каким-то образом отразилось в «Живом»?

ЛИГАЛАЙЗ Да во всем, конечно! Революционность, протест, не бояться сказать вопреки мнению большинства — это вообще сопутствует мне по жизни. Даже свой псевдоним я объясняю как протест за легализацию чего-либо непринятого. Я кричу все время против общепринятого общественного мнения. Если в начале я выступал за легализацию этого жанра у нас, то сейчас это переросло в другой, более взрослый месседж — та миссия завершена. Может, мне нужно было время, чтобы осознать для себя новую миссию, и я не уверен, что смогу сейчас ее четко сформулировать.

PLAYBOY Ты говоришь о том, чтобы не бояться сказать что-то, но, кажется, сейчас, благодаря тем же соцсетям, никто не боится говорить, и говорят даже слишком много. Так много негатива в интернете — как ты с этим справляешься?

ЛИГАЛАЙЗ Не справляюсь никак — нет у меня никакого фильтра. Если я прочитаю, то меня все это настигает и повергает в адское уныние, поэтому я закрываюсь. Прекрасно знаю, не обольщаюсь своими свершениями, поскольку могу смотреть на это со всех ракурсов, вижу наперед. Конечно, неправильно я устроен в этом смысле — могу прочитать десять позитивных искренних отзывов, но там будет один негативный, который меня настигнет и застрянет. Я в процессе перестраивания своего отношения к этому. Вообще, конечно, восприятие еще зависит от состояния и настроения — с утра, например, мне вообще пофиг, я пуленепробиваемый. А иногда у меня конфликт с кем-нибудь, я переживаю, и тут приходит уведомление, а там тебе какой-нибудь мудак написал реально тупость, но она вдруг попала по больному.

Есть и другой момент. Года четыре назад я весил 95 кг и был жирным ублюдком, и когда мои фотографии попадали в Сеть, там происходило такое, что благодаря этому, в том числе, я поменялся. Я использовал тот негатив в качестве топлива — надо постоянно балансировать между тем, чтобы хвалить себя и наказывать.

Это интересно:

Кевин Харт: после каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы >>

Усэйн Болт: самый быстрый человек в мире не торопится >>

Рэпер Уиз Халифа: о бифе с Канье Уэстом и решении вопросов за углом >>

Мэрилин Мэнсон: я закончу в тюрьме или на электрическом стуле >>

Хью Хефнер: выйдите вон из наших спален раз и навседа >>

7 вопросов Тимати от Playboy >>