Тетрису 35 лет: темная история советской игры, ставшей самой популярной в мире

03.06.2019

Больше экземпляров продал только Minecraft.

19748540_10106771694516808_1426135242463645934_n

Алексей Пажитнов со своими сыновьями. Фото Peter Pajitnov, facebook.com

Для людей каждого возраста есть видеоигры, которые «знают все». Это могут быть Pac-Man или первый Super Mario Bros, а может, и GTA. Но та игра, которая известна действительно всем поколениям, и которая завоевала популярность практически во всех странах — это советский Тетрис.

Компания Tetris продала более 170 миллионов копий практически на всех игровых и компьютерных платформах, которые вы можете себе вообразить, и только лишь постоянно развивающийся Minecraft продал больше.

6 июня легендарной игре исполняется 35 лет, и мы просто обязаны раскрыть загадочную историю ее создания и распространения. К слову, благодаря научно-популярному графическому роману 2016 года под названием «Тетрис: игра, в которую играют люди» писателя и иллюстратора Бокса Брауна, у нас есть хотя бы примерно общая картина истории игры. В книге объединились кусочки всей этой советской секретной головоломки.

Как родился Тетрис

Все началось с советского любознательного инженера-программиста по имени Алексей Пажитнов. Он создал «Тетрис» в 1984 году, работая в Вычислительном центре им. Дородницына Академии наук СССР.

Alexey_Pajitnov_-_2575833305_(crop)

Алексей Пажитнов. Фото wikipedia.org

«Пажитнов не собирался делать деньги на своем творении, он разработал игру «для удовольствия»», — сказал Браун для Live Science. Ну а мы, как люди из России, понимаем, что ни о каких деньгах он думать-то и не мог.

Пажитнов был вдохновлен игрой-головоломкой (не электронной) под названием «пентамино», в которой в коробке собраны различные пластиковые фигурки из пяти кубиков. Он стал думать, как бы перенести это в электронный вид: Пажитнов вообразил формы, падающие сверху в стакан, где игроки контролируют эти формы и направляют их в нужное место. Ему пришлось «обрезать» форму фигурок на один кубик, потому что тормозил компьютер, и... уже первичный вариант игры получился настолько «заразительным», что сам изобретатель никак не мог остановиться и просто дописать игру до конца. Это был Тетрис.

Тетрис копировали и распространяли на дискетах, игра быстро разошлась по всей Москве. Но, как и в большинстве случаев, история о том, как изобретение оказалось за границей, загадочна и запутана.

Пажитнов послал копию коллеге в Венгрию, а тот оказался на выставке программного обеспечения в Венгерском технологическом институте, где привлек внимание Роберта Стейна — владельца британской компании Andromeda Software Ltd.

2788415446_3d41ecccf7

Фото flickr.com

Всемирная борьба за Тетрис 

Тетрис заинтриговал Стейна. Он выследил Пажитнова в Москве, но в конечном итоге судьба игры оказалась в руках нового советского агентства Elektronorgtechnica (Elorg), созданного для наблюдения за распространением советского программного обеспечения за рубежом.

Советская компания быстро забыла об изобретателе игры Алексее Пажитнове и самостоятельно предоставила лицензию на игру Стейну, который затем лицензировал ее дистрибьюторам в США и Великобритании — Spectrum HoloByte и Mirrorsoft Ltd. Об этом сообщала The New York Times в 1988 году. Согласно Times, Тетрис был первым программным обеспечением, созданным в Советском Союзе.

Соглашение Стейна с Elorg охватывало лицензирование Тетриса только для персональных компьютеров — не для монетных компьютеров или карманных устройств. Но Стейн сказал дистрибьютору Великобритании Mirrorsoft, что эти права скоро будут, и Mirrorsoft приступила к заключению лицензионных соглашений с игровыми компаниями Atari и Sega в Японии на аркадные киоски и игровые приставки для дома.

Хенк Роджерс из BulletProof Software также наблюдал за заключением сделок с Тетрис в Японии и обеспечил права на распространение игры на компьютерах и консолях для Nintendo через американского дистрибьютора Spectrum HoloByte.

56679316_10156248311962338_7142314795436343296_o

Хенк Роджерс справа. Фото Henk Brouwer Rogers, facebook.com

Тем не менее, законный владелец Тетриса, советское агентство Elorg, ничего не знал об этих сделках, как пишет Браун. Единственным контрактом, подписанным агентством, была сделка со Стейном, и касалась она лишь прав на компьютеры, и не более того.

Во время всех этих сделок огромное количество денег ушло в другие руки, но Пажитнов, создатель игры, не участвовал ни в каких переговорах и не имел никакой прибыли, упустив примерно 40 миллионов долларов, как сообщал SFGate в 1998 году.

Однако Пажитнов и Роджерс стали друзьями, и с помощью Роджерса Пажитнов эмигрировал в Америку в 1991 году и посвятил себя созданию игр. Сначала для своей собственной компании Tetris, а затем для Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивших несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360.

викимедия коммонс

Фото Wikimedia Commons

В 1996 году, когда Elorg распускался, Роджерс вернулся в Москву для заключительного этапа по переговорам насчет Тетриса — вернуть право собственности на игру тому человеку, который ее придумал.

Кстати...

В 1985 году 16-летний школьник из воронежской области Вадим Герасимов переложил Тетрис на архитектуру PC. Годами позже он добавил в игру некоторые детали и стал одним из разработчиков «Тетриса».

Почти десять лет после этого он работал и учился в лаборатории антидисциплинарных исследований Массачусетского технологического института, а в данный момент является инженером корпорации Google.