Серая мгла, Ленин и отголоски прошлого: постсоветская действительность в объективе Арсения Котова
Разговор с молодым фотографом о любви к советской архитектуре, романтике серых городов и многом другом.


В начале июля на платформе Pexels для всех фотографов и видеографов стартовал конкурс «Passport to Russia», где каждый может показать Россию своими глазами–, будь то величественный памятник, ампирная архитектура или обычный дворовый кот. Вдохновившись работами одного из участников конкурса — молодого перспективного фотографа Арсения Котова — мы решили задать ему несколько вопросов.
Арсений родился и вырос в Самаре, несколько лет работал инженером на ракетно-космическом заводе, а после увольнения три года путешествовал по России из-за запрета на выезд за границу. Путешествуя по стране, он фотографировал завораживающие пейзажи бескрайних спальных районов и архитектуру советского модернизма, привычную жителям постсоветских городов, чем вскоре привлек к себе взгляды сотен тысяч поклонников по всему миру.
Расскажи, какие корни у твоей любви к советской архитектуре?
С самого детства я воспринимал архитектуру советского модернизма как нечто само собой разумеющееся и даже не думал, что города могут выглядеть как-то иначе, но после 2000-х Самара, как и многие другие российские города, начала меняться.
Появились новые жилые дома, торговые центры, построенные из дешевых строительных материалов, раскрашенные в яркие цвета, встроенные в город без всякого архитектурного плана и замысла, по принципу «где есть свободное место». При этом старые архитектурные ансамбли, спроектированные проектными институтами под руководством лучших архитекторов своего времени, постепенно ветшали и разрушались без должного ухода. Примерно тогда я начал осознавать, что наши города меняются и архитектуры, подобной советской, уже никогда не будет.
Путешествуя по городам России, я фотографировал самые выдающиеся здания и города, построенные в позднесоветский период, чтобы как минимум на фотографиях сохранить своеобразную красоту и очарование этой эпохи.
Как думаешь, почему столько людей находят эту отстраненную, меланхоличную романтику серых городов близкой сердцу?
Для представителей моего поколения советская архитектура ассоциируется с безоблачным детством, которое пришлось на ужасные для нашей страны 1990-е. Несмотря ни на что, это время оставило в памяти большинства из нас только хорошие воспоминания.
Для людей постарше советская архитектура напоминает о времени их юности, стремлений, безграничных возможностей. Как ни странно, но среди подписчиков больше половины живут за пределами постсоветских стран, многие из них — выходцы из СССР, России, и для них мои фотографии — это возможность посмотреть на жизнь родины, предаться ностальгии.
Также большой процент аудитории составляют иностранцы, никогда не бывавшие в России, многие из них убежденные коммунисты или фанаты русской культуры. Путешествуя по Германии, Турции, Сербии я останавливался в гостях у своих подписчиков, и все они любят Россию и Советский Союз, несмотря на то, что никогда не бывали у нас.
У тебя очень говорящий, даже художественный слог. Ищешь ли ты референсы в кино, музыке?
Если под слогом вы имеете в виду стиль и идею картинки, то да. В своих фотографиях, особенно тех, что выполнены постановочно, я зачастую вдохновляюсь чужими сюжетами, заимствованными в книгах, фильмах, рисунках, компьютерных играх.
Будучи путешествующим фотографом, сколько времени ты проводишь в пути и как с этим строишь свой быт?
Около половины года я провожу в поездках и это накладывает свой отпечаток на быт и стиль жизни. Обычно я путешествую с минимумом вещей, и все что нужно мне для пары месяцев в пути помещается в небольшой рюкзак, весом до десяти килограммов и объемом, подходящим для ручной клади в самолете.
Обычно за год я успеваю совершить две-три долгие поездки длиной более месяца и около десятка малых, длиной в одну-две недели или менее. Например, в прошлом году я прожил месяц в Норильске, даже поработав там две недели на стройке, чтобы получить бесплатный билет в один конец и окупить всю поездку, получив половину месячной зарплаты.
Застал начало пандемии в столице, сделав совершенно фантастические кадры опустевшей Москвы. В теплое время года путешествовал по Поволжью, Северному Кавказу, осенью гулял два месяца по Дальнему Востоку, проехав автостопом из Магадана до Владивостока, в начале зимы ездил в Вологду, Череповец, Петрозаводск и Мурманск.
В свободное от путешествий время я занимаюсь постобработкой фотографий, работаю над другими проектами. В прошлом году, совместно с британским издательством FUEL, я выпустил свою первую фотокнигу Soviet Cities, которая рассказывает в фотографиях о советской архитектуре (ее можно найти на Amazon).
Уверен большинству будет интересно узнать, какое аппаратурой ты пользуешься? Насколько важно наложение фильтров и дальнейшая обработка в передаче атмосферы?
Последний год я пользуюсь камерой Sony a7-3 и советскими объективами Руссар МР-2, Индустар-61, Юпитер-11, для некоторых сюжетов использую Tamron 500mm. Хорошая камера и подходящие объективы, конечно, важны, но куда более важную роль играет сюжет, композиция, погодные условия, выбор времени суток и освещения. Обработка фотографии может исправить какие-то недостатки, но она не поможет создать шедевр из посредственного кадра. Обычно я слегка редактирую цвета, контраст, баланс белого, при необходимости пользуюсь фотошопом чтобы удалить лишние детали с фотографии.
Расскажи про конкурс «Passport to Russia». Как обычные граждане могут открыть для себя новую Россию?
В современной России есть какая-то необузданность. С сохранившейся вековой архитектурой прослеживается след истории и на лицах людей, причем, не столь важно, говорим мы о Москве, Питере или Оренбургской области. Вместе с гражданами этой страны, их взглядами и верованиями складывается уникальный портрет характера ушедшей и грядущей эпохи. Pexels как онлайн-библиотека визуального контента предоставляет возможность деятелям-визионерам, фотографам и видеографам демонстрировать мир с самых разных сторон и ракурсов. Так и с «Passport to Russia»: любой может показать родину своими глазами. Подобный подход нужно приветствовать, и это возможность выйти каждому деятелю на новый международный уровень, показать людям «свою» родину.
У тебя есть планы на 2021 год?
Планирую в оставшуюся половину года успеть побывать в Архангельске, съездить в Армению, Грузию, Крым и зимой пожить на Чукотке. В рамках этих поездок я планирую собрать побольше материала для моей следующей фотокниги о советских заброшенных местах.