VR-фитнес: как выглядят тренировки в виртуальной реальности и чем они полезны

03.02.2021

Будущее уже здесь.

VR-фитнес: как выглядят тренировки в виртуальной реальности и чем они полезны

Фото @oculus, instagram

В последние дни 2020 года Oculus выпустила фитнес-трекер под названием «Oculus Move», который встроен внутри гарнитур Quest. С его помощью пользователи, которые скачивают специальное программное обеспечение, могут наблюдать в виртуальной реальности, как сжигаются калории во время их физической активности.

Кроме того, приборная панель трекера также может помочь ставить цели и отслеживать прогресс с течением времени. Звучит интригующе, не правда ли?

Ниже расскажем, как выглядит тренировка в виртуальной реальности, и что в будущем мы можем ожидать от так называемого VR-фитнеса.

Как выглядит VR-тренировка?

Есть десятки программ виртуальной реальности, которые можно использовать, чтобы сжечь несколько калорий, но на данный момент всего несколько из них специально ориентированы на физические упражнения. Например, программа Supernatural, ценник за которую составляет 19 долларов в месяц или чуть меньше для годового членства.

Тренировки обычно длятся от 10 до 30 минут и обновляются каждый день. После быстрой растяжки с тренером включается музыка, и к тебе начинают лететь треугольники и мишени. Твоя задача — приседать, чтобы пролететь сквозь первые, будто это ворота, и разбивать вторые с помощью виртуальных дубинок в своих руках. Все это происходит в такт популярных песен на фоне.

В чем смысл такой тренировки?

VR-фитнес: как выглядят тренировки в виртуальной реальности и чем они полезны
Фото @oculus, instagram

Это звучит достаточно просто, но игра движется быстро, особенно если увеличить уровень сложности. Пользователю приходится стараться изо всех сил, приседать, делать выпады и активно размахивать руками.

Твой счет зависит от того, сколько мишеней ты смог поразить, а также с какой силой ты их ударил. Свой прогресс можно отследить в таблице лидеров, и если захочется оказаться в топе, придется работать усерднее или дольше.

Каждая тренировка переносит пользователя в разные уголки земного шара. Ты можешь начать сессию в арктической тундре, в середине попасть в пустыню с египетскими пирамидами, а затем закончить на краю вулкана в Эфиопии. Новая локация — новая песня, которая диктует интенсивность тренировки.

Можно ли тренироваться в виртуальной реальности с другими людьми?

Другая программа, которую можно использовать для активного времяпрепровождения в виртуальной реальности — FitXR, стоимостью $29,99. В начале тренировки к тебе присоединяются еще шесть пользователей VR, которые появляются в виде силуэтов слева и справа от тебя, и твоя задача постараться набрать больше очков, чем они.

FitXR менее разнообразно, чем Supernatural — всего две среды и скромная база музыкальных треков. Но программа все же предлагает несколько различных тренировок — от бокса до кардио-танцев.

В чем основная «фишка» VR-тренировки?

VR-фитнес: как выглядят тренировки в виртуальной реальности и чем они полезны
Скриншот видео FitXR, youtube.com

Совокупный эффект подсчета очков и мгновенной обратной связи, доступный как в Supernatural, так и в FitXR, составляет то, что исследователи называют геймификацией.

«Вы зарабатываете награды и повышаете свой уровень, — говорит Тумай Тунур, доктор философии, кинезиолог, изучающая виртуальную реальность в Калифорнийском государственном университете Сан-Маркос. — Это очень полезно, и определенно помогает выработать привычку к физической активности».

Привычка, по словам Тунур, является самым важным компонентом любой тренировки. И это то, что делает геймификацию мощным подспорьем для желающих начать вести более активный образ жизни: она дает тебе цели, которые заглушают дискомфорт от нагрузки, и мотивирует постепенно наращивать темп и стремиться к большему.

Сама Тунур отдает предпочтение приложению Beat Saber ($29), которое предлагает сразиться с соперником на саблях:

«Когда я собираюсь поиграть, я говорю себе: «Я посвящу этому 20 минут». А потом, спустя 40 минут, я вдруг осознаю, что все еще играю».

В чем польза от тренировки в виртуальной реальности?

В прошлом году кинезиологи из Университета Миннесоты рассмотрели 15 исследований на тему VR-фитнеса. Среди тех, кто анализировал физические результаты, такие как состав тела, уровень физподготовки и мышечная сила, две трети показали положительные результаты от тренировок VR.

И это несмотря на относительно короткие сроки изучения темы и устаревшие технологии (самое старое исследование в анализе датируется 2003 годом).

Но, возможно, более интересное открытие приходит из исследований, которые изучали психологические эффекты виртуальной реальности. Согласно им, виртуальные тренировки могут уменьшить усталость и симптомы депрессии. А это особенно ценно в период пандемии, которая значительно ограничила наши перемещения за пределами квартиры.

Какое будущее ждет виртуальные тренировки?

Если ты следил за развитием VR, то в течение десяти лет слышал, что Oculus несколько раз была на грани того, чтобы сделать технологию мейнстримом. Так что же изменилось сейчас? Все просто: виртуальная реальность, наконец, потихоньку начинает продвигаться в массы.

До недавнего времени доступные консоли были примитивными пластиковыми или картонными кобурами, которые пристегивали смартфон к голове. С ними мало что можно было сделать. И даже сегодня высококлассные очки требуют кабелей, чтобы соединить тебя с дорогим игровым компьютером.

Oculus Quest, выпущенный в 2019 году, был первым, кто преодолел этот разрыв. Он был беспроводным и имел ценник в 399 долларов. Это было не дешево, но и не слишком дорого. А 17 месяцев спустя Oculus выпустила Quest 2, обновление, которое значительно улучшило визуальные эффекты (частота кадров и разрешение стали выше), вес (чуть больше 450 граммов) и цену (299 долларов).

Само собой, по мере того как технология продолжает совершенствоваться, будут совершенствоваться и фитнес-приложения. Как бы то ни было, VR-фитнес официально начал свой путь вперед, и мы готовы поспорить, что очки виртуальной реальности скоро станут такими же распространенными, как беговые дорожки.

Возьмем, к примеру, Holodia, компанию, которая начала производить программное обеспечение для тренировок VR в 2018 году. Первоначально Holodia нацеливалась на тренажерные залы, предлагая разместить в них виртуальные джунгли и реки, которые участники смогут преодолевать с помощью гребных тренажеров, эллиптиков и велотренажеров.

Но в январе Holodia запустила подписку на программу Quest 2, предположительно для того, чтобы перейти на тренд домашнего VR-фитнеса. Пользователи могут использовать программу под названием «Holofit» ($10,75 в месяц, меньше — для более длительного членства), используя умные гребные тренажеры или велосипеды и эллиптические тренажеры с подключенными датчиками каденции (ритм или темп бега).

Это, кажется, дает ключ к пониманию того, куда движется VR-фитнес. Хотя он начинался как интересная новинка, теперь он способен стать центральным элементом домашнего тренажерного зала. И это вполне обосновано: он стоит дешевле, чем куча оборудования, занимает меньше места и стимулирует тебя игровыми элементами и ежедневными обновлениями.

Возможно, не завтра, но уже в скором времени такие тренировки станут вполне привычным делом, и, сказав «пойду позанимаюсь», ты возьмешь в руки не гантели, а очки виртуальной реальности.

Рекомендуем